Скрупулезное изучение отчетов о поездках по тем местам с готовыми маршрутами и треками наполнило меня множеством полезной информации, но подходящий вариант так и не был найден. Отбраковка шла по двум основным причинам: слишком коротко-лайтовый, либо, как в случае с маршрутом небезызвестного Гвоздева, люди там бывали, и не раз, а соответственно могут себе позволить объехать крупные города и многие самые знаковые места уже виденные ими раньше. Нашей же целью было впихнуть в 14 дней посещение максимума главных достопримечательностей, включая наиболее интересные города и конечно же столицу – Минск. “Миссия невыполнима” – скажете вы? Да я и сам так думал, но попробовать стоило, если не “залипать” на пол дня у каждого замка или костела, “валить” километров по 100 в день, при наличии хорошей дороги и погоды, а также добавить пробросов на электричках, то всё не так уж и сложно. Цели намечены, заходим в поисковик, находим с десяток самых разных рейтингов по наиболее интересным и красивым местам и на их основе составляем свой, далее отмечаем выбранное на карте и соединяем линией, отсекая то, что ну совсем уж никак не вяжется с ниткой вырисовывающегося маршрута. В сухом остатке вышло следующее:
Часть 1 (ходовая). Брест, Беловежская Пуща, Ружаны, Коссово, Гродно, Лида, Новогрудок, Мир, Несвиж, Столбцы. Трек
Проброс в Минск и к началу второй части электричками Столбцы-Минск, Минск-Сморгонь.
Часть 2 (ходовая). Сморгонь, озёра, Полоцк. Трек
Под вынужденное сокращение попали:
Пинск. (Блукание по дебрям Белорусского Полесья – тема для отдельной экспедиции. Брест – Пинск – Мозырь – Гомель, например)
Витебск и Могилев. (Так же оставлены в запасе для отдельного похода по востоку. Гомель – Могилев – Витебск)
Хатынь. (На отдельную радиалку из Минска не было времени)
Браславские озёра. (Собирать этот озёрный пазл – ещё одна отдельная тема. Часть 2 нашего похода проходила по местам с не меньшей “озёрностью”, а Нарочь так и вовсе самое крупное в Белоруссии)
Маршрут готов. Выкладываем на форум. И вот нас уже четверо! Альфред, который решает разнообразить свои одиночные скитания командным заездом и стряхнувший пыль
22 июня. Собираемся на вокзале. Зачехляем боевых коней и сдаём в багажное купе. В вагон садимся только с сумками, можно сказать налегке. Едем фирменным поездом, так как по временным параметрам только он нам подошел идеально. Алчность РЖД, с его конскими ценниками на фирменный поезд и чуть ли не двойной разницей в цене мест одного и того же вагона, на этот раз нам только на руку. Вагон полупустой. Купив два верхних в последнем отсеке и две верхних боковушки, удобно рассаживаемся на пустующих нижних местах. Поехали!
23 июня. Мы в Москве. Тепло и солнечно. С Казанского на Белорусский прокатимся без напряга. За пару лет, которых меня не было в столице, я только слышал про бурную дорожно-тротуарную деятельность Собянина, теперь я смог её прочувствовать. Новые тротуары, зачищенные от, местами сжиравших почти всё пространство, архитектурных фавел, съезды с бордюров, велодорожка по Бульварному кольцу, приведенная в божеский вид площадь Белорусского вокзала – это лишь те положительные моменты, которые успели отложиться в памяти. Хотелось бы верить, то взят курс на цивилизацию. Проехав по Москве и скоротав время в тени дубов Петровского парка, прибываем на Белорусский. Теперь нас покатит голубой вагон Беларускай чыгункi (БЧ).
Нижние и верхние места стоят одинаково. Разобранный и упакованный велосипед провозится бесплатно, если он входит по сумме трех измерений в 200 см. Габариты наших чехлов немного больше, но с рулеткой никто не бегает. Грузимся. Едем. Прогноз погоды на завтрашний старт в Бресте последние несколько дней не обещает ничего хорошего. Последний раз с надеждой заглядываем в телефоны уже во время стоянки в Смоленске, но увы, пока в наличии только холодно и сыро или прохладно и влажно. Вырубаем связь и ложимся спать. Отступать некуда – позади Москва!
День 1. 24 июня.
Прибыли в Брест ранним утром в 4.30. Уже светло, но ещё тихо и совершенно безлюдно. Дождя, к которому мы морально готовились, пока нет. Немного сыро и свежо, а робкие попытки солнечных лучей пробиться сквозь серую пелену туч наполняют оптимизмом. Меняем одни рубли на другие прямо на вокзале в обменнике. Карта с собой была, но не везде по ходу нашего движения были терминалы её без проблем читавшие. Первый пункт нашей программы конечно же Брестская крепость.
Мемориальный комплекс если не самый главный, то уж точно из первой тройки важнейших памятников Второй мировой войны. Точка начала величайшего противостояния в истории человечества. Символ мужества и героической стойкости её защитников.
Любые самые пафосные эпитеты будут здесь уместны. Но как бы не эпично и грандиозно всё не было, застрять на пол дня в одном месте мы себе позволить не можем. Проехали, посмотрели, а “танкисты” даже потрогали всё со всех сторон достаточно быстро.
Впитать героическую ауру успели, а промокнуть нет. Дождь всё же начинает моросить, когда мы решаем двигать из города в сторону Беловежской пущи. Покупку местной связи оставляем на потом. Небольшой городок Каменец на нашем маршруте вполне может сгодиться для данной миссии.
Мокнуть в этот день нам, к счастью, долго не пришлось. Ещё до выезда из Бреста противная серая морось ушла куда-то в Польшу, а мы, убавив на себе одежды, бодро покатили дальше. Не знаю кто как, а я общую “не нашесть” окружающего стал чувствовать сразу. Сначала это забавные нашему слуху названия населенных пунктов, которые, как первоклашка, читаешь по складам, а потом в голове складываешь их в цельный аналог на русском языке. Так заковыристые Сця-па-нi-шкi становятся обычными Степанишками, Вау-ко-вi-чы превращаются в Волковичи, а звенящая Дзег-ця-роу-ка – это всего лишь Дегтярёвка. Дальше начинают попадаться, не встречающиеся в наших широтах, костёлы. А потом приходит ощущение общего порядка, свойственного образцовому хозяйству. Опрятные деревеньки с дорожками и тротуарами, отсутствие жутких руин апокалиптического вида – остатков вымершей Советской цивилизации, встречающихся повсеместно в нашей сельской местности. Ухоженные поля и луга, с бродящими по ним аистами. Унылых пустошей, поросших бурьяном, я не припомню вообще.
Через 50 км мы на границе национального парка Беловежская Пуща, территорию которого опоясывает шоссе Р-98. Дорога пошла просто замечательная! Вот, значит, какие они – эти знаменитые дороги Беларуси! На всех парах влетаем в Каменюки – здесь расположен главный вход непосредственно на территорию парка. Дремучий лес реликтовых деревьев, более молодые непроходимые заросли, асфальтовые дорожки велосипедных маршрутов, множество объектов туристической инфраструктуры – всё это есть. Для любителей спокойного и комфортного отдыха версии “лайт” просто раздолье. Но это не наш метод. Всё, что сделано для массового туриста и требует платы, теряет для меня всякий интерес. Наша задача – проследовать транзитом, составив общее впечатление, поэтому едем прямо, держа курс на озеро Лядское.
В одном месте сквозь нас, занимая всю дорожку, протискиваются два огромных туристических автобуса. Зачем они здесь? Кто эти странные люди, едущие в них? Они хотят насладиться царапаньем еловых веток по панорамным стеклам или вдохнуть пару глотков лесного воздуха, обработанного системой кондиционирования? Согласен, есть люди, не готовые к продолжительным пешим и, тем более, велосипедным прогулкам, для них идеально подошли бы небольшие открытые электромобили, именно такие возят туристов по музею-заповеднику города Болгар в республике Татарстан. Но это решать не мне, и вообще я отвлекся.
Ближе к озеру туристическая составляющая сходит на нет. О том, что ты в огромном парке не даёт забыть хорошая асфальтовая дорога и табличка, запрещающая купание. Ну конечно! Такое знаковое место, привлекательный водоём и я не совершу омовение? Да вы с ума сошли!
Думаю, при желании, там можно было бы найти место для ночёвки, ведь костры мы не жжем и мусор увозим с собой, так что карма наша осталась бы чистой, но, проникшись уважением к местным порядкам, первая ночёвка была запланирована за территорией парка. Ещё через несколько километров практически упираемся в Польшу и выходим на дорогу с маркировкой Р-81. Первоначально наш трек был проложен значительно восточней, сомнения и опасения в отношении проезда по приграничной территории имели место, но никаких проблем подобного характера мы не испытали. А вот дорога Р-81, по которой мы двинули на выезд из Пущи, в сторону деревни Белый Лесок – это 15 километров чистейшего в самой высокой концентрации удовольствия от проезда по лесу. Две полосы идеального асфальта с разметкой, и всё это сквозь непролазную чащу, подступающую с двух сторон, при почти полном отсутствии автомобильного движения. На такой дороге возникает непреодолимое желание попозировать для фотоаппарата.
На выезде из леса – забор, заехать может не всякий, а вот сможем ли мы выехать? Сможем! Калитка рядом открыта.
Мы снова на шоссе Р-98, только теперь нам предстоит ехать по нему. А вот это, друзья мои, просто песня! Признаться, я никак не мог понять, почему так много хвалебных отзывов имеется в отношении какого-то отдельно взятого шоссе, к тому же идущего в объезд такого интересного места. Но! Увидев его, проехав первые несколько километров, я всё понял! Две полосы идеального, практически зеркального асфальта, разметка, обочина с двух сторон при крайне мизерном трафике.
Как показал следующий день, летит эта волшебная лента по совершенно диким и безлюдным местам. Да там просто не должно быть этой дороги! Причина её появления – национальный проект развития территорий, прилегающих к Беловежской Пуще, но пока есть только великолепная дорога и ничего, кроме редких карликовых сел по краям. Поэтому, запасаемся водой и провиантом, и отправляемся в путешествие по
Трек 1 дня https://www.strava.com/activities/1659486652
Релив 1 дня https://www.relive.cc/view/1659486652
День 2. 25 июня.
Похоже, начинается новая традиция – встречать свой день рождения в многодневном походе! На улице свежо и облачно. Попутный ветерок, нет жары и дождя – идеальная погода для езды по идеальному асфальту! 50 километров до агрогородка Лысково продолжаем ехать по шоссе Р-98. После богатырского сна и не менее богатырской порции макарон, даже гружёный мтб стремится оторвать колёса от дороги, больше похожей на взлетную полосу. Практически полное отсутствие движения позволяет ехать даже в шеренгу по всему полотну дороги, позируя для фотографий.
До поворота на Ружаны долетаем незаметно. Крайне удачно наш привал с обедом, запланированный в Лысково, совпадает со шквальным ливнем! Под крышей остановки чувствуешь себя куда уютнее, чем под открытым небом. Такие внезапные водопады обычно не бывают долгими, и мы едем дальше, но за движением туч на небе начинаем следить более пристально.
Какой же поход без сюрпризов?! По дороге в Ружаны меня поджидает один из них. Прокладывая маршрут, я старался избегать основных магистралей, которые, в большинстве своём, мало пригодны для комфортного передвижения на велосипеде. Наши второстепенные внутриобластные дороги, соединяющие деревни и посёлки, обычно имеют твердое покрытие, разной степени разбитости. Спутниковые снимки начинаешь разглядывать, когда дело касается грунтовок, лесов и мест для стоянки, поэтому грейдер, внезапно бросившийся нам под колеса, был для меня полной неожиданностью.
Для нас это не было особенным испытанием, просто переключаются передачи, снижаются скорости и повышаются затраты энергии, а вот для тех, кто путешествует на шоссейнике или жестко ограничен по времени, будет не лишним повнимательнее изучить спутниковые снимки самих трасс. Белый грейдер можно отличить от серого асфальта. Для тех, кто не в курсе, грейдер – дорога из песка и(или) щебня, выравниваемая при помощи собственно грейдера, специальной дорожной техники. Если этот шайтан-аппарат побывал на дороге недавно – ехать можно достаточно легко и быстро, в противном случае – это колеи, стиральная доска или рыхлое месиво, езда превращается в постоянное виляние по дороге в поисках самой удачной траектории движения и попытках достичь оптимальный баланс между тряской и увязанием в песке. Пыхтим, но едем, а вот Огр наоборот неожиданно воспрял духом и резво катит впереди. Низкие передачи и высокий каденс – оказались ему весьма кстати. Асфальт начинается уже в черте населенного пункта.
Следующий номер нашей программы – Ружанский замок. Место интересное уже тем, что пока ещё есть возможность увидеть нетронутыми старинные руины некогда великолепного дворца.
Входные ворота с двумя флигелями уже новодел с музеем внутри. Красиво, но магический дух старины выветривается напрочь.
Затариваемся водой и продуктами на вечер. Мелкий дождик, снова загнавший нас под навес у магазина, окончательно убеждает, что пора вставать на ночлег, пока сухо. Смотрим карты на предмет подходящей стоянки. Речка Поплава, а вот и большой пруд на ней. От трассы 5-7 километров. Подходит, едем.
Трек 2 дня https://www.strava.com/activities/1661288337
Релив 2 дня https://www.relive.cc/view/1661288337
День 3. 26 июня.
Ночью шел дождь. Вокруг сыро и пасмурно. Палатки снова придётся сушить, если вдруг выглянет солнце, но такой вариант погоды нас тоже устраивает. Пусть лучше всё, что приготовила нам небесная канцелярия, выливается ночью. В 16-ти километрах следующая отметка маршрута – Коссово. Дворец Пусловских уже не руины. Здание полностью восстановлено и обнесено заборами. Идут работы по восстановлению прилегающих территорий. Пара фоток на фоне и пора дальше.
Теперь мы практически уверены, что нас ждут 40 километров грейдера, не будем терять время. Погода наладилась, заедем на старинное кладбище с интересной часовней, для строительства стен которой были использованы средневековые надгробия. Заодно и палатки посушим.
У магазина на выезде из городка местные только подтверждают имеющиеся предположения относительно дороги, округляя глаза услышав про наш маршрут. “Зачем так? Ведь есть же асфальт?” Как объяснить им, что ехать два раза по одной и той же дороге – это моветон, а свернуть нас с нарисованного трека могут только обстоятельства непреодолимой силы. Гребём по грейдеру. Бонусом служат совсем глухие и полузаброшенные деревеньки. Одна из целей, посмотреть белорусскую глубинку с разных ракурсов, будет выполнена. Кроме всего прочего, на этот день выпадает и 10-ти километровый грунтовый отрезок с песчаной дорогой через лес. Порядком подустав и набравшись новых впечатлений, снова выползаем на асфальт, но тут же получаем в нагрузку дождик. Ну и ладно, асфальт не грунт, не раскиснет, да и крупный населенный пункт в семи километрах, спрячемся. В городском поселке Зельва нам удалось поесть в придорожной кафешке, поэтому решили ехать пока едется до самого упора.
Упор начал чувствоваться ещё километров через 20. Усталость от тряски по грейдеру и светило, стремительно скатывающееся к горизонту, достаточные основания для остановки на ночлег. Из подходящих мест только пруд в окружении трех деревень. Место не идеальное, но всё же лучше, чем поиски в сумерках.
Трек 3 дня https://www.strava.com/activities/1663845524
Релив 3 дня https://www.relive.cc/view/1663845524
День 4. 27 июня.
Предчувствия нас не обманули. Один из изъянов места ночёвки предстал в полной красе уже в 3 часа ночи. Нас разбудил шум двигателя. Какой-то местный рыбак запёрся на своей машине прямо к нашим палаткам, именно здесь ему приспичило надувать и спускать на воду свою лодку. Уснуть то мы уснули, но тонкое кружево утреннего сна уже было безжалостно намотано на колёса его грохочущего корыта. Зато утро выдалось шикарным! Голубое небо и тёплое солнышко. Наконец-то мы поедем в летней форме! Сегодня мы едем в Гродно с заездом на реку Неман. Залитые солнцем поля и лесочки, маленькие деревеньки с аккуратными заборчиками, Беларусь заиграла новыми красками! Неман сегодня очень кстати. Наконец-то приличных размеров водоём с чистой водой и быстрым течением. Купание будет дважды включено в программу мероприятий на сегодня.
Преодолев 70 километров, выходим на трассу. До города остаётся меньше 30 километров. Практически финишная прямая, но не всем эта дистанция дается легко. Ирину разморило на солнце и в Гродно ей совсем не едется. Приободряю её обещаниями скорого отдыха в комфортных условиях. С остановками доезжаем до окраины. Ещё один веселящий указатель “Iндурская шаша” (Индурское шоссе), нам туда. По телефону бронируем жильё и через час в нашем распоряжении большая трёхкомнатная квартира. Помыться, постираться, зарядить аккумуляторы и конечно же выспаться на мягких кроватях! Мне уже нравится в этом городе!
Трек 4 дня https://www.strava.com/activities/1665791702
Релив 4 дня https://www.relive.cc/view/1665791702
День 5. 28 июня.
Этот день изначально планировался как лайтовый. Комфортные условия решено использовать по максимуму. Высыпаемся, неспешно завтракаем, досушиваем постиранные вещи, ближе к 12 часам выезжаем смотреть город, а далее действуем по обстановке. Вдобавок нам предстояло разобраться с поломкой. По старой традиции Огра, поход должен быть сопряжен с педальным “головняком”. Этот не стал исключением. Один из его братьев Крэнк сначала люфтил, жалобно попискивая, потом, совершенно распоясавшись, стал слетать с оси. Благо Гродно оказался большим городом, в котором можно найти хорошие контакты по хорошей цене.
Сам город очень хорош! И причин тому несколько. Во-первых, Гродно один из самых старых городов Беларуси. Во-вторых, ему “повезло” во время войны. Захвачен он был за три дня и практически не пострадал, а освобожден нашими войсками вообще без боя. Поэтому большая часть богатого разнообразия исторических построек сохранилась.
Смотрим основные достопримечательности, постепенно продвигаясь к выезду в сторону следующей точки маршрута – городу Лида. За городом нас ждёт сильный встречный ветер, за 4 дня похода мы уже привыкли, что его либо нет, либо он попутный. А раз мы пока не ограничены во времени, то и упираться изо всех сил нет никакого смысла. Через 25 км проезжаем шикарную озёрную местность, там и остановимся. Раз решили устроить лайтовый день – быть ему таким до вечера!
Трек 5 дня https://www.strava.com/activities/1667688664
Релив 5 дня https://www.relive.cc/view/1667688664
День 6. 29 июня.
Прекрасное летнее утро полностью подтверждает правильность нашего вчерашнего решения не глотать ветер на дороге, а отдохнуть на берегу красивого озера в тени вековых сосен. Сильного ветра нет и в помине, есть участок красивой лесной дороги с хорошим асфальтом и куча сил для получения удовольствия от процесса пожирания его километров. Имеющийся опыт внезапного возникновения под колёсами грейдера, научил меня более внимательно рассматривать номера дорог, по которым нам предстоит ехать. Поэтому не лишним будет настроиться на возможное исчезновение асфальта через 25 километров, но пока погода отличная, настроение бодрое, едем. После посёлка Острино обнаруживаем, что наши опасения насчет дороги оказались напрасными. Отличный асфальт и не думал заканчиваться, а вот автомобильное движение по нему, стало стремиться к нулю. Ехать одно удовольствие. Неожиданным бонусом по дороге попадается красивейший костёл Святых апостолов Петра и Павла в Старых Василишках.
Начало прошлого века, красный кирпич, вокруг зеленый газончик. Внутри идёт служба, на прилегающей территории что-то вроде небольшой ярмарки. В общем село живёт своей интересной жизнью. Едем дальше. Солнце в зените, неплохо бы освежиться. Нет проблем! Вот вам пруд на реке Ваверка. Как-то легко и незаметно пролетаем 90 километров и оказываемся в следующей точке нашего маршрута – городе Лида.
Город древний, его основная историческая достопримечательность – замок. Стены крепости повидали многое. Осады, подрывы башен и даже растаскивание по кирпичику на стройматериалы. Видели они и реставраторов разных времен и способностей. Как бы то ни было, если не очень пристально присматриваться к откровенному новоделу, то старая кладка стен выглядит очень внушительно.
Прикупив на вечер Лидского пивка и очередных белорусских вкусняшек, отправляемся к месту запланированной ночёвки. Через 30 километров нас снова ждёт река Неман.
Трек 6 дня https://www.strava.com/activities/1669854767
Релив 6 дня https://www.relive.cc/view/1669854767
День 7. 30 июня.
Похоже лето снова решило отступить. Стало значительно свежее. Лезть в прохладу быстрых струй Немана с утра уже не очень хочется. Небо затянуто облаками, а крепкий северо-западный ветер нагоняет их откуда-то с Балтики всё в больших количествах. Хвала Богам, что сегодня нам с ветром в одну сторону! Долго радоваться этому факту не приходится, Альфред, подробно изучивший все прогнозы, выдаёт однозначный вердикт – задница! Если более развёрнуто, то, начиная с завтрашнего утра, погода в этой части Беларуси будет представлять собой одну большую вышеупомянутую часть тела, а мы будем торчать где-то в её середине. По меньшей мере, двое-трое суток тотального дождя, разной степени интенсивности нам гарантированы практически стопроцентно! Исходя из таких вводных, нам “кровь из носу” надо закрыть сегодня первую часть нашего похода. “Метнуться кабанчиком” по оставшимся замкам и максимально приблизиться к точке проброса в Минск, минимизировав тем самым, наши, ставшие столь очевидными, завтрашние страдания. На нитке трека первой части похода ещё три точки, обязательные к посещению. Новогрудок-Мир-Несвиж. Расстояние приблизительно 130 километров. Вперёд! Попутный ветер нам в помощь.
Первые 30 километров до Новогрудка идёт постепенный набор высоты. Незаметный, который чувствуешь больше ногами, но после недели расслабляющего белорусского плоскача как-то немного непривычно. Сам замок, а точнее руины одной из башен находятся на горе, с которой открывается замечательный вид на окрестности. Про вторую башню я тактично умолчу, ибо то, во что её превратили за гранью моего понимания. Остаётся только напрячь воображение, чтобы представить, насколько грандиозно могло бы выглядеть это сооружение, сохранись оно до наших дней, и надеяться, что суровые белорусские реставраторы не тронут то малое, что ещё осталось.
Скатываемся с Новогрудских холмов и через 50 километров прибываем в Мир. Мирский замок – самый знаменитый в Беларуси. Выглядит неплохо, но из-за своей популярности доверху набит туристами. По-другому не бывает.
Альфред и Олег отправляются исследовать внутренности, мы с Ириной ограничиваемся созерцанием внешней составляющей. Поскольку неблагоприятные прогнозы значительно уплотнили наш график, времени в обрез. Здравый смысл и Альфред настоятельно советуют закрывать тему замков сегодня, поэтому крутим ещё 40 километров в Несвиж. Приезжаем в город уже под вечер.
В самом замке какое-то закрытое мероприятие, да и времени на подробное изучение всё равно нет. Конечно, на знакомство со всем дворцово-парковым комплексом можно потратить целый день, но это не наш формат. Для нас достопримечательности лишь контрольные пункты нашего маршрута. Актуальный вопрос нашего вечера – определение места ночёвки. Лесок за парковой территорией в самой дальней от замка части пруда, изначально планировавшийся как возможное место ночёвки, был забракован по причине своей сырости и дремучести даже в условиях ещё не начинавшихся осадков. Решаем сделать исключение и заночевать без привязки к воде. Остановиться в лесу, проехав ещё десяток километров, и сократить тем самым наш завтрашний пробег до минимальных значений. Судя по серо-свинцовым краскам, преобладающим в палитре сегодняшнего вечернего небосвода, воды завтра будет много. Намного больше, чем нам хотелось бы.
Трек 7 дня https://www.strava.com/activities/1672332789
Релив 7 дня https://www.relive.cc/view/1672332789