Медведица – Хопёр – Дон 29.08-10.09.2020
Добавлено: Вс мар 21, 2021 21:35
Идея прокатиться вдоль Дона угнездилась в наших мозгах довольно давно. Южные широты дарят замечательную возможность продлить лето, поэтому отпуск был запланирован на сентябрь. Ситуация с треклятым вирусом однозначно отсекла мысли о каких бы то ни было дальних перелётах. Поскольку прямого ж/д сообщения между Ульяновском и интересующим нас участком Дона нет, план похода разрабатывался исходя из удобства и простоты заброски. Поэтому к Дону добавились его притоки – Хопёр и Медведица, что сделало маршрут только ещё более интересным и разнообразным.
Последняя рабочая пятница перед отпуском наконец-то заканчивается, и мы сразу же прыгаем в вечерний поезд. В 7 часов утра следующего дня мы будем на точке старта в селе Карамыш, что расположено в 80 километрах южнее Саратова. Вскоре после отправления, за окнами вагона начинается что-то невообразимое, сверкают молнии, по стёклам хлещет ливень, но мы уже на всех парах мчимся прочь из этих мрачных мест! Можно поднять тост за начало похода!
День 1. (29.08.20) Карамыш – Жирновск. Река Медведица.
Вот оно, утро первого дня похода! В окна тамбура лупит солнце, дождей в этих широтах мы не ждём. Приехали! Открываются двери вагона, и что же я вижу? Щебень и рельсы. Короткий перрон второго пути остался позади. Десантируемся с вещами и велосипедами прямо на камни. Приключения начинаются! Пару минут просто тупим перед стоящим составом, ждём отправления поезда, чтобы выбраться к вокзалу. Распаковка и сбор велосипеда проходит как всегда неспешно, дабы полностью насладиться предвкушением нового маршрута. Этот момент, как и первые километры дороги, обязательно врезаются в память надолго.
Наша цель на сегодня – добраться до Жирновска, где мы выходим на первую водную артерию нашего похода – Медведицу. Дорога пока особенно ничем не примечательна, обычный проброс до основного маршрута, но тем не менее, кровь бурлит от эндорфинов, а смена географической широты, которая ощущается практически сразу, только добавляет новизны и яркости эмоциям. Первый десяток километров просто наслаждаемся приятной грунтовкой. Потом начинается грейдер, кое-где откровенно хреновый, плюс встречный ветер, однако, сил ещё полно, и на такие мелочи мы внимания не обращаем. Проезжаем пару полумертвых селений. Местами просто готовые декорации для постапокалиптического блокбастера. Вот где становится вполне понятно, что может значить: "В деревню, к тётке, в глушь, в Саратов!"
Возле посёлка Алёшники выезжаем на асфальт. Следующий десяток километров идёт небольшой набор высоты, из разряда тех, что больше чувствуются ногами, чем заметны глазом. Терпим, крутим, ждём спусков. После конца подъёма всё, конечно же, пошло значительно бодрее, но сполна насладиться спусками нам не удалось. Такого убитого асфальта я не встречал давненько! Бомбили их там что ли? Отчаявшиеся водители накатали себе приличную грунтовку вдоль поля за посадкой. Вот по ней удалось довольно лихо долететь до крупного посёлка Линёво, где у нас запланирован привал и перекус возле магазина.
Подкрепившись у магазина, решаем закончить сегодняшнюю программу минимум, благо Медведица уже совсем рядом. В Жирновске Ирина внезапно приходит к пониманию, что для первого дня ей вполне достаточно. На основную ветку маршрута мы вышли, жёстких привязок к местам ночёвок у нас нет, поэтому просто высматриваем на карте ближайший перспективный отворот к реке. Стоит только свернуть с асфальта, как начинается всё самое интересное. Замечательные накатистые грунтовки с рельефом, холмы с видами и извивающаяся лента реки, утопающая в зелени деревьев, которых, порой, так не хватает в этих степных и засушливых районах.
Пунктир грунтовки на карте выводит нас не на берег, а на верхушку высокого холма над ним. Приходится аккуратно спускаться пешком, стараясь пока не думать о завтрашнем подъёме. Зато сложная доступность с большей вероятностью гарантирует нам уединение. Одну палатку можно воткнуть даже на небольшом пригодном пятачке.
Трек 1 дня (52 км, 295 м набор высот) https://www.strava.com/activities/3984961202
День 2. (30.08.20) Меловатка – Рудня – Березовка.
С утра, как водится, никуда не спешим. Солнышко припекает, журчащая на каменистой отмели вода просто манит искупаться, чем и решаем заняться в процессе сборов.
Собраться получается ближе к полудню. Поскольку другой дороги к месту нашей ночёвки нет, толкания гружёных велосипедов на вершину вчерашнего холма избежать никак не удаётся. Любуясь открывающимися видами, переводим дух в тени одинокого куста и можно стартовать.
Подъём продолжается, но уже в седле, лишь в одном месте нам попадается торчок не по силам, где приходится ещё немного потолкаться в гору. За первые три километра сегодняшнего пути набираем 250 метров высоты, что весьма недурно для региона степей и равнин. Вообще все 30 километров до Рудни сплошной грунтовый рай. Подъём сменяется накатистой грунтовкой с небольшим уклоном, что позволяет разогнать тяжелый велосипед до 35 км/ч и немного отвести душу после монотонного педалирования в гору.
Перед деревней Меловатка заезжаем на замечательный родник. Как нельзя более кстати в этих засушливых местах в столь жаркий день. На всём протяжении этого участка не встречаем ни машин, ни людей, лишь один древний мотоцикл с коляской, да пара скучающих возле старой церкви подростков, попались нам на глаза.
В Рудне привал и перекус под кустом возле местного сельмага. Живое пиво из холодильника идеально подходит для восстановления бодрости духа в такую жару. Затем ещё десяток километров асфальта и мы снова уходим на грунтовки. Попадается кусок почти заросшей дороги, но напрягает нас этот участок не сильно, поскольку идёт под уклон вниз и быстро сменяется красивой лесной дорожкой, которая проходит мимо интересного родничка с маленькими песчаными гейзерами, бьющими из земли. Как кстати! Пожалуй, тут и мы и затаримся водой на вечер и утро. Проехали всего 50 километров, ну и ладно, зато встанем засветло на красивом месте у реки.
Проезжаем сквозь ещё одну полумёртвую деревню Березовка и столбим место на берегу. Сегодня будем тестировать наше новое приобретение – печку щепочницу. Скажу сразу, покупка себя оправдала целиком и полностью. От газа мы, конечно же, не отказываемся полностью, но печурка теперь навсегда прописалась в нашей походной кухне.
Трек 2 дня (49 км, 433 м набор высот) https://www.strava.com/activities/3999441926
День 3. (31.08.20) Лопуховка – Даниловка.
На сегодня запланирован ранний подъём. Просыпаемся в 6 утра по будильнику, ситуация для нас очень нетипичная, но Ирина собралась мочить снасти. Поскольку сам я не рыбак, наблюдаю за процессом со стороны. До тех пор, пока не выползает солнце, на улице достаточно свежо, как-никак завтра первый день осени, поэтому иметь минимум тёплых вещей не помешает даже в этих тёплых краях.
Рыбалка, купалка, завтрак, сборы, а на часах уже одиннадцать. Светило набирает обороты, сегодня опять будет жарко. Через останки вчерашней деревни и руины церкви выкатываем на асфальт. Крупное село Лопуховка всего в паре километров. Заезжаем в местный сельмаг и сворачиваем на грунтовку. Следующий десяток километров удаётся удачно прокатить в тени деревьев вдоль русла Медведицы, а вот дальше нас ждёт жесткач. Местность становится открытой, начинаются подъёмы под палящим солнцем. Причем отработать спуски по полной не удаётся из-за неровностей, ставшей похожей на бетон грунтовки, чтобы не раздолбать технику и снаряжение приходится тормозить. По правде сказать, страдает в основном Ирина, подъёмы на жаре совершенно не её тема, в этом мы убедились ещё в Турции. У меня же есть возможность, вкрутив очередной участок, отдыхать в тени, в ожидании своего арьергарда. После очередного крутого подъёма, Ирина с высунутым языком валится в тень придорожного дерева и заявляет, что с неё довольно! Теперь с 12 до 15 часов дня мы будем отдыхать в тени у воды, пережидая самое пекло. Решено, попробуем новый распорядок. Тут же замечаю, что страдает от такой дороги не только моя половинка. Не пережив тряски, багажная сумка теряет один из крепежных болтов. Вынужденный ремонт на обочине был совмещен с привалом.
В районе хутора Каменночерновского неожиданно начинаются пески. Только не это! Быстренько линяем на асфальт, иначе мне точно не поздоровится, делаю я однозначное заключение, едва взглянув на Ирину. В десяти километрах прямо по курсу находится Даниловка – районный центр Волгоградской области, интересный нам прежде всего наличием крупных сетевых магазинов. Делаем необходимые покупки и держим путь к реке. Теперь надо отъехать подальше от населёнки и найти подходящий спуск к воде, так как берег здесь местами крутоват. В итоге расчищаю хорошую полянку среди кустов почти на самом берегу. Вечерние водные процедуры практически сразу приводят нас в норму. Пыль и соль смыты, мозг остывает. Продвижение вдоль рек – это всегда отличная идея!
Трек 3 дня (55 км, 554 м набор высот) https://www.strava.com/activities/3999444097
День 4. (01.09.20) Даниловка – Етеревская.
С утра стараемся выехать пораньше, будем пробовать отсиживаться в тени во время полуденного зноя. Получается быстрее, чем обычно, но от идеала ещё далеко. Сегодня нас ждёт 50 километровый асфальтовый проброс. Для выхода на трек надо возвращаться назад. Всего пару километров, но грунтовка такая красивая и накатистая, что просто манит и гипнотизирует. На карте этой дороги нет, но уверенность, что она обязательно должна вывести нас на трассу, сильна как никогда. Поедем, посмотрим. Заехав в пару тупиков и удержавшись от дурной мысли валить напролом по азимуту пару-тройку километров, решаем-таки возвращаться назад. Ничего страшного, просто накрутили лишних пять километров по приятным дорожкам, и я ещё раз убедился в том, что доверять всё-таки лучше карте, чем внезапному порыву души.
Выходим на трассу. Солнце всё выше, припекает всё сильнее. Ирину такой расклад всегда напрягает, поэтому сразу определяемся, где будем устраивать обеденный привал. Станица Сергиевская на берегу всё той же Медведицы нам подходит. 30 километров асфальта, машин почти нет, поэтому можно смело съезжать на встречную обочину и прятаться в тени деревьев, устраивая короткие передышки. Вода на исходе, до магазина на окраине селения дотягиваем с высунутыми собачьими языками и страстной мечтой о глотке холодного пива в тени.
Магазин, спасительная тень, подстилка из чехлов аккуратно разложена. Шлем, перчатки, башмаки и носки – долой! Тело дышит и остывает, я в предвкушении, однако, сегодня судьба готовит мне злую шутку. Ирина выходит с покупками и, загадочно улыбаясь, поздравляет меня с праздником. Что? В смысле? С каким? Сегодня 1 сентября День знаний. Продажа алкоголя, включая пиво, полностью запрещена. Немая сцена. Поздравляю вас, девочки и мальчики, уважаемые товарищи взрослые сегодня будут страдать вместе с вами. Дичь и идиотизм! Кто-то решает за меня, что и когда мне можно или нельзя. Данная ситуация бесит самим фактом своего возникновения. Пополнив запасы воды, несолоно хлебавши, катим на берег. Пара часов отдыха в тени и купания идут на пользу.
После обеда стартуем с новыми силами. Ещё 20 километров асфальта, мы уходим с трассы, и после хутора Ильменский 2 как-то внезапно начинаются пески. До станицы Етеревской, где мы планируем запастись водой перед ночёвкой, всего несколько километров, но как же вынимает душу этот пескомес! Ехать невозможно, идти пешком, увязая в песке и толкая тяжелый велосипед, чертовски муторно, возвращаться назад, чтобы объехать мизерный участок, вообще глупо. Одно я знаю точно, рассматривать спутниковые снимки, при подготовке маршрута, буду ещё более внимательно, а как выглядит песчаная местность из космоса, после этого похода, мне стало известно достаточно неплохо.
После выезда из станицы радуемся асфальту. Правда радость длится не долго, твёрдое покрытие ведёт к какому-то карьеру, а наш трек снова уходит в пески. Ирина спешивается сразу, у меня местами получается ехать верхом, но особого смысла в этом нет, так как скорость каравана равна скорости самого медленного верблюда. Километр, ещё один, местность становится всё глуше, солнце клонится к закату, смурнеет и женская половина нашего тандема. Долго тянуть с поисками места ночлега не стоит, остатки сил в песках уходят очень быстро.
Выходим к реке и замираем, панорама открывается просто великолепная. Сосны, крутой песчаный косогор, лента Медведицы, резво несущая свои воды в Дон и уходящая за горизонт зелёная пойма Раздорского заказника на противоположном берегу. Сегодня у нас будет видовая ночёвка. Хорошего подхода к воде нет, но близость реки не даёт отказаться от вечерних водных процедур. Спускаемся по диагонали прямо по откосу. Ночью нас ждёт приятный сюрприз. Сегодня полнолуние, на ночное небо выкатывается огромный белый диск луны, и местность вокруг становится просто волшебной. Призрачный серебристый свет выхватывает из лап тьмы очертания предметов, а лунная дорожка на воде завораживает своей нереальностью. Ужин на краю обрыва затягивается до глубокой ночи.
Трек 4 дня (70 км, 173 м набор высот) https://www.strava.com/activities/3999448998
День 5. (02.09.20) Моховский – Скуришенская.
Ещё накануне было решено завязывать с песчаными экспериментами, корректировать маршрут и выбираться на асфальт по самой короткой дороге. Самый подходящий вариант – хутор Моховский, находящийся в 9 километрах от места нашей стоянки. В самом худшем варианте, где эти километры нам придётся месить песок ногами, изнывая от жары, продвижение может затянуться бог знает на сколько. Поэтому подъём в 5.40 и максимально бодрые сборы без сильных затупов и обычного утреннего расслабона.
Рассвет оказывается не менее шикарен. То, что вчера мы наблюдали в таинственном, серебристом лунном свете, сегодня розовеет в лучах алого, набирающего силу светила.
Самым мрачным прогнозам, к счастью, сбыться было не суждено. Стартовать удалось в 8 часов. Довольно большие куски получалось ехать верхом, но "хлебнуть" песочка всё же пришлось. К спасительному хутору, где есть тень и магазин, выгребаем через два часа уже порядком запыхавшись. Поход пока не выглядит совсем лайтовым, как это казалось изначально. Каждый день что-то нас тормозит, то встречный ветер и раздолбанная дорога, то жара и постоянные подъёмы, то коварные пески. Хоть километраж и получается совсем плёвый, сил тратится прилично.
Сегодня, на наше счастье, уже не День Знаний, поэтому уже можно позволить себе баночку холодного пивка. Блаженствуя в тени местного клуба, Ирина внезапно выдаёт эмоциональную тираду: "Как хорошо утром и вечером, но в обед чёрт-те что!" Понятно, что полуденный зной будем пережидать в тени у воды, и через 20 км асфальта такое место нам удачно попадается. Райцентр Михайловка, дубовая роща на берегу озера Ольховое.
Стартуем дальше в 15 часов. Прохладой пока и не пахнет. Буквально всё вокруг пышет жаром, а это, на минуточку, уже сентябрь! А если июль? Как тут выживают эти суровые люди? Постепенно отпускать начинает лишь после пяти вечера. Уже не надо искать спасительную тень при каждой остановке. Ирина воспряла духом. Это больше не видавший виды дагестанский КамАЗ с прицепом, груженый арбузами, ползущий в подъём на последнем вздохе. Теперь это лёгкая Газель, собравшаяся ехать чуть ли не до темноты. С некоторым даже трудом удаётся свернуть её с дороги в сторону реки, где мной отмечены наиболее перспективные места для ночёвки.
Купалка и постирушки происходят уже в сумерках. Вода, кстати, несмотря на течение, очень тёплая. В наших широтах, такие номера, как купание в сентябрьской ночи, вряд ли пройдут без последствий для простых смертных.
Трек 5 дня (90 км, 313 м набор высот) https://www.strava.com/activities/4009952320
День 6. (03.09.20) Глазуновская – Хопёр.
Встаём по будильнику в 6 утра. Ранний подъём, с последующим большим обеденным привалом, идея очень здравая. Сам я, конечно, валил бы, сломя голову, пока эту самую голову не напекло, но разумная женщина в жару ехать категорически отказалась.
По симпатичным дорожкам пойменных перелесков выезжаем в станицу Глазуновскую. Для холодного пива я ещё на нажарился, поэтому берём на ход ноги только колу с пряниками и продолжаем движение. Поскольку грунтовки вдоль берега оказались очень приятными и проезжаемыми, с асфальтом решаем не торопиться и ехать дальше по треку напрямую в Кумылженскую. И очень даже не зря. Перерезав поле подсолнухов и забравшись на небольшой холм, обычная грунтовка превращается в "мечту уставшего туриста". Пологий уклон, попутный ветер, твердый грунт отлично раскатан уборочной техникой, и вот ты уже не просто катишь, ты летишь во весь опор, в состоянии абсолютного восторга! Поддавшись азарту, поддаю педалями на максимальной передаче, разгоняю своего тяжёлого мула аж до 45 км/ч. Чистый кайф, пусть и всего лишь пять километров. Несколько минут жду Ирину, которая развлекается по-другому. Представив себя мопедом, она едет накатом, совершенно не крутя педали.
Как это часто бывает, расплата следует практически мгновенно. Неожиданно начинаются пески. Вроде и не голые дюны, и дорога вот она есть, но рыхлый песок подойдёт только для широченных колёс с низким давлением, поэтому следующие пять километров практически полностью топаем пешком, вспоминая такой недавний великолепный полёт. Наградив изрядной долей проклятий весь спектр "удовольствий" от продвижения по пескам, выбираемся на асфальт в станице Кумылженской. Следующий отрезок пути до Хопра решаем ехать по трассе, пеших упражнений уже вполне достаточно, нас ещё ждёт рельеф противоположного правого берега.
Хопёр. Сразу решаем окунуть наши запревшие в песчаных барханах чресла в его спокойные воды. Сворачиваем с дороги прямо под мост и устраиваем небольшой привал с купалкой. Сегодня ветерок, поэтому даже такой индикатор жары как Ирина, чувствует себя вполне комфортно.
От Хопра поднимаемся к памятнику Донским казакам и уходим на грунты. Со сменой берегов меняется и местность. Появляется рельеф, зато про пески можно на некоторое время забыть.
Хутор Остроухов. Магазин работает только до 16 часов. Заправляемся водой у местной бабули и едем к Хопру. Место для ночёвки попалось отличное и опять не похожее на все предыдущие. Большая поляна, удобный вход в воду.
На мелководье следы передвижения речных ракушек – перловиц, к сбору и приготовлению которых, немедленно приступает Ирина. Страсть к моллюскам, улиткам и прочим речным и морским гадам у неё, похоже, в крови.
Трек 6 дня (63 км, 450 м набор высот) https://www.strava.com/activities/4009953244
Последняя рабочая пятница перед отпуском наконец-то заканчивается, и мы сразу же прыгаем в вечерний поезд. В 7 часов утра следующего дня мы будем на точке старта в селе Карамыш, что расположено в 80 километрах южнее Саратова. Вскоре после отправления, за окнами вагона начинается что-то невообразимое, сверкают молнии, по стёклам хлещет ливень, но мы уже на всех парах мчимся прочь из этих мрачных мест! Можно поднять тост за начало похода!
День 1. (29.08.20) Карамыш – Жирновск. Река Медведица.
Вот оно, утро первого дня похода! В окна тамбура лупит солнце, дождей в этих широтах мы не ждём. Приехали! Открываются двери вагона, и что же я вижу? Щебень и рельсы. Короткий перрон второго пути остался позади. Десантируемся с вещами и велосипедами прямо на камни. Приключения начинаются! Пару минут просто тупим перед стоящим составом, ждём отправления поезда, чтобы выбраться к вокзалу. Распаковка и сбор велосипеда проходит как всегда неспешно, дабы полностью насладиться предвкушением нового маршрута. Этот момент, как и первые километры дороги, обязательно врезаются в память надолго.
Наша цель на сегодня – добраться до Жирновска, где мы выходим на первую водную артерию нашего похода – Медведицу. Дорога пока особенно ничем не примечательна, обычный проброс до основного маршрута, но тем не менее, кровь бурлит от эндорфинов, а смена географической широты, которая ощущается практически сразу, только добавляет новизны и яркости эмоциям. Первый десяток километров просто наслаждаемся приятной грунтовкой. Потом начинается грейдер, кое-где откровенно хреновый, плюс встречный ветер, однако, сил ещё полно, и на такие мелочи мы внимания не обращаем. Проезжаем пару полумертвых селений. Местами просто готовые декорации для постапокалиптического блокбастера. Вот где становится вполне понятно, что может значить: "В деревню, к тётке, в глушь, в Саратов!"
Возле посёлка Алёшники выезжаем на асфальт. Следующий десяток километров идёт небольшой набор высоты, из разряда тех, что больше чувствуются ногами, чем заметны глазом. Терпим, крутим, ждём спусков. После конца подъёма всё, конечно же, пошло значительно бодрее, но сполна насладиться спусками нам не удалось. Такого убитого асфальта я не встречал давненько! Бомбили их там что ли? Отчаявшиеся водители накатали себе приличную грунтовку вдоль поля за посадкой. Вот по ней удалось довольно лихо долететь до крупного посёлка Линёво, где у нас запланирован привал и перекус возле магазина.
Подкрепившись у магазина, решаем закончить сегодняшнюю программу минимум, благо Медведица уже совсем рядом. В Жирновске Ирина внезапно приходит к пониманию, что для первого дня ей вполне достаточно. На основную ветку маршрута мы вышли, жёстких привязок к местам ночёвок у нас нет, поэтому просто высматриваем на карте ближайший перспективный отворот к реке. Стоит только свернуть с асфальта, как начинается всё самое интересное. Замечательные накатистые грунтовки с рельефом, холмы с видами и извивающаяся лента реки, утопающая в зелени деревьев, которых, порой, так не хватает в этих степных и засушливых районах.
Пунктир грунтовки на карте выводит нас не на берег, а на верхушку высокого холма над ним. Приходится аккуратно спускаться пешком, стараясь пока не думать о завтрашнем подъёме. Зато сложная доступность с большей вероятностью гарантирует нам уединение. Одну палатку можно воткнуть даже на небольшом пригодном пятачке.
Трек 1 дня (52 км, 295 м набор высот) https://www.strava.com/activities/3984961202
День 2. (30.08.20) Меловатка – Рудня – Березовка.
С утра, как водится, никуда не спешим. Солнышко припекает, журчащая на каменистой отмели вода просто манит искупаться, чем и решаем заняться в процессе сборов.
Собраться получается ближе к полудню. Поскольку другой дороги к месту нашей ночёвки нет, толкания гружёных велосипедов на вершину вчерашнего холма избежать никак не удаётся. Любуясь открывающимися видами, переводим дух в тени одинокого куста и можно стартовать.
Подъём продолжается, но уже в седле, лишь в одном месте нам попадается торчок не по силам, где приходится ещё немного потолкаться в гору. За первые три километра сегодняшнего пути набираем 250 метров высоты, что весьма недурно для региона степей и равнин. Вообще все 30 километров до Рудни сплошной грунтовый рай. Подъём сменяется накатистой грунтовкой с небольшим уклоном, что позволяет разогнать тяжелый велосипед до 35 км/ч и немного отвести душу после монотонного педалирования в гору.
Перед деревней Меловатка заезжаем на замечательный родник. Как нельзя более кстати в этих засушливых местах в столь жаркий день. На всём протяжении этого участка не встречаем ни машин, ни людей, лишь один древний мотоцикл с коляской, да пара скучающих возле старой церкви подростков, попались нам на глаза.
В Рудне привал и перекус под кустом возле местного сельмага. Живое пиво из холодильника идеально подходит для восстановления бодрости духа в такую жару. Затем ещё десяток километров асфальта и мы снова уходим на грунтовки. Попадается кусок почти заросшей дороги, но напрягает нас этот участок не сильно, поскольку идёт под уклон вниз и быстро сменяется красивой лесной дорожкой, которая проходит мимо интересного родничка с маленькими песчаными гейзерами, бьющими из земли. Как кстати! Пожалуй, тут и мы и затаримся водой на вечер и утро. Проехали всего 50 километров, ну и ладно, зато встанем засветло на красивом месте у реки.
Проезжаем сквозь ещё одну полумёртвую деревню Березовка и столбим место на берегу. Сегодня будем тестировать наше новое приобретение – печку щепочницу. Скажу сразу, покупка себя оправдала целиком и полностью. От газа мы, конечно же, не отказываемся полностью, но печурка теперь навсегда прописалась в нашей походной кухне.
Трек 2 дня (49 км, 433 м набор высот) https://www.strava.com/activities/3999441926
День 3. (31.08.20) Лопуховка – Даниловка.
На сегодня запланирован ранний подъём. Просыпаемся в 6 утра по будильнику, ситуация для нас очень нетипичная, но Ирина собралась мочить снасти. Поскольку сам я не рыбак, наблюдаю за процессом со стороны. До тех пор, пока не выползает солнце, на улице достаточно свежо, как-никак завтра первый день осени, поэтому иметь минимум тёплых вещей не помешает даже в этих тёплых краях.
Рыбалка, купалка, завтрак, сборы, а на часах уже одиннадцать. Светило набирает обороты, сегодня опять будет жарко. Через останки вчерашней деревни и руины церкви выкатываем на асфальт. Крупное село Лопуховка всего в паре километров. Заезжаем в местный сельмаг и сворачиваем на грунтовку. Следующий десяток километров удаётся удачно прокатить в тени деревьев вдоль русла Медведицы, а вот дальше нас ждёт жесткач. Местность становится открытой, начинаются подъёмы под палящим солнцем. Причем отработать спуски по полной не удаётся из-за неровностей, ставшей похожей на бетон грунтовки, чтобы не раздолбать технику и снаряжение приходится тормозить. По правде сказать, страдает в основном Ирина, подъёмы на жаре совершенно не её тема, в этом мы убедились ещё в Турции. У меня же есть возможность, вкрутив очередной участок, отдыхать в тени, в ожидании своего арьергарда. После очередного крутого подъёма, Ирина с высунутым языком валится в тень придорожного дерева и заявляет, что с неё довольно! Теперь с 12 до 15 часов дня мы будем отдыхать в тени у воды, пережидая самое пекло. Решено, попробуем новый распорядок. Тут же замечаю, что страдает от такой дороги не только моя половинка. Не пережив тряски, багажная сумка теряет один из крепежных болтов. Вынужденный ремонт на обочине был совмещен с привалом.
В районе хутора Каменночерновского неожиданно начинаются пески. Только не это! Быстренько линяем на асфальт, иначе мне точно не поздоровится, делаю я однозначное заключение, едва взглянув на Ирину. В десяти километрах прямо по курсу находится Даниловка – районный центр Волгоградской области, интересный нам прежде всего наличием крупных сетевых магазинов. Делаем необходимые покупки и держим путь к реке. Теперь надо отъехать подальше от населёнки и найти подходящий спуск к воде, так как берег здесь местами крутоват. В итоге расчищаю хорошую полянку среди кустов почти на самом берегу. Вечерние водные процедуры практически сразу приводят нас в норму. Пыль и соль смыты, мозг остывает. Продвижение вдоль рек – это всегда отличная идея!
Трек 3 дня (55 км, 554 м набор высот) https://www.strava.com/activities/3999444097
День 4. (01.09.20) Даниловка – Етеревская.
С утра стараемся выехать пораньше, будем пробовать отсиживаться в тени во время полуденного зноя. Получается быстрее, чем обычно, но от идеала ещё далеко. Сегодня нас ждёт 50 километровый асфальтовый проброс. Для выхода на трек надо возвращаться назад. Всего пару километров, но грунтовка такая красивая и накатистая, что просто манит и гипнотизирует. На карте этой дороги нет, но уверенность, что она обязательно должна вывести нас на трассу, сильна как никогда. Поедем, посмотрим. Заехав в пару тупиков и удержавшись от дурной мысли валить напролом по азимуту пару-тройку километров, решаем-таки возвращаться назад. Ничего страшного, просто накрутили лишних пять километров по приятным дорожкам, и я ещё раз убедился в том, что доверять всё-таки лучше карте, чем внезапному порыву души.
Выходим на трассу. Солнце всё выше, припекает всё сильнее. Ирину такой расклад всегда напрягает, поэтому сразу определяемся, где будем устраивать обеденный привал. Станица Сергиевская на берегу всё той же Медведицы нам подходит. 30 километров асфальта, машин почти нет, поэтому можно смело съезжать на встречную обочину и прятаться в тени деревьев, устраивая короткие передышки. Вода на исходе, до магазина на окраине селения дотягиваем с высунутыми собачьими языками и страстной мечтой о глотке холодного пива в тени.
Магазин, спасительная тень, подстилка из чехлов аккуратно разложена. Шлем, перчатки, башмаки и носки – долой! Тело дышит и остывает, я в предвкушении, однако, сегодня судьба готовит мне злую шутку. Ирина выходит с покупками и, загадочно улыбаясь, поздравляет меня с праздником. Что? В смысле? С каким? Сегодня 1 сентября День знаний. Продажа алкоголя, включая пиво, полностью запрещена. Немая сцена. Поздравляю вас, девочки и мальчики, уважаемые товарищи взрослые сегодня будут страдать вместе с вами. Дичь и идиотизм! Кто-то решает за меня, что и когда мне можно или нельзя. Данная ситуация бесит самим фактом своего возникновения. Пополнив запасы воды, несолоно хлебавши, катим на берег. Пара часов отдыха в тени и купания идут на пользу.
После обеда стартуем с новыми силами. Ещё 20 километров асфальта, мы уходим с трассы, и после хутора Ильменский 2 как-то внезапно начинаются пески. До станицы Етеревской, где мы планируем запастись водой перед ночёвкой, всего несколько километров, но как же вынимает душу этот пескомес! Ехать невозможно, идти пешком, увязая в песке и толкая тяжелый велосипед, чертовски муторно, возвращаться назад, чтобы объехать мизерный участок, вообще глупо. Одно я знаю точно, рассматривать спутниковые снимки, при подготовке маршрута, буду ещё более внимательно, а как выглядит песчаная местность из космоса, после этого похода, мне стало известно достаточно неплохо.
После выезда из станицы радуемся асфальту. Правда радость длится не долго, твёрдое покрытие ведёт к какому-то карьеру, а наш трек снова уходит в пески. Ирина спешивается сразу, у меня местами получается ехать верхом, но особого смысла в этом нет, так как скорость каравана равна скорости самого медленного верблюда. Километр, ещё один, местность становится всё глуше, солнце клонится к закату, смурнеет и женская половина нашего тандема. Долго тянуть с поисками места ночлега не стоит, остатки сил в песках уходят очень быстро.
Выходим к реке и замираем, панорама открывается просто великолепная. Сосны, крутой песчаный косогор, лента Медведицы, резво несущая свои воды в Дон и уходящая за горизонт зелёная пойма Раздорского заказника на противоположном берегу. Сегодня у нас будет видовая ночёвка. Хорошего подхода к воде нет, но близость реки не даёт отказаться от вечерних водных процедур. Спускаемся по диагонали прямо по откосу. Ночью нас ждёт приятный сюрприз. Сегодня полнолуние, на ночное небо выкатывается огромный белый диск луны, и местность вокруг становится просто волшебной. Призрачный серебристый свет выхватывает из лап тьмы очертания предметов, а лунная дорожка на воде завораживает своей нереальностью. Ужин на краю обрыва затягивается до глубокой ночи.
Трек 4 дня (70 км, 173 м набор высот) https://www.strava.com/activities/3999448998
День 5. (02.09.20) Моховский – Скуришенская.
Ещё накануне было решено завязывать с песчаными экспериментами, корректировать маршрут и выбираться на асфальт по самой короткой дороге. Самый подходящий вариант – хутор Моховский, находящийся в 9 километрах от места нашей стоянки. В самом худшем варианте, где эти километры нам придётся месить песок ногами, изнывая от жары, продвижение может затянуться бог знает на сколько. Поэтому подъём в 5.40 и максимально бодрые сборы без сильных затупов и обычного утреннего расслабона.
Рассвет оказывается не менее шикарен. То, что вчера мы наблюдали в таинственном, серебристом лунном свете, сегодня розовеет в лучах алого, набирающего силу светила.
Самым мрачным прогнозам, к счастью, сбыться было не суждено. Стартовать удалось в 8 часов. Довольно большие куски получалось ехать верхом, но "хлебнуть" песочка всё же пришлось. К спасительному хутору, где есть тень и магазин, выгребаем через два часа уже порядком запыхавшись. Поход пока не выглядит совсем лайтовым, как это казалось изначально. Каждый день что-то нас тормозит, то встречный ветер и раздолбанная дорога, то жара и постоянные подъёмы, то коварные пески. Хоть километраж и получается совсем плёвый, сил тратится прилично.
Сегодня, на наше счастье, уже не День Знаний, поэтому уже можно позволить себе баночку холодного пивка. Блаженствуя в тени местного клуба, Ирина внезапно выдаёт эмоциональную тираду: "Как хорошо утром и вечером, но в обед чёрт-те что!" Понятно, что полуденный зной будем пережидать в тени у воды, и через 20 км асфальта такое место нам удачно попадается. Райцентр Михайловка, дубовая роща на берегу озера Ольховое.
Стартуем дальше в 15 часов. Прохладой пока и не пахнет. Буквально всё вокруг пышет жаром, а это, на минуточку, уже сентябрь! А если июль? Как тут выживают эти суровые люди? Постепенно отпускать начинает лишь после пяти вечера. Уже не надо искать спасительную тень при каждой остановке. Ирина воспряла духом. Это больше не видавший виды дагестанский КамАЗ с прицепом, груженый арбузами, ползущий в подъём на последнем вздохе. Теперь это лёгкая Газель, собравшаяся ехать чуть ли не до темноты. С некоторым даже трудом удаётся свернуть её с дороги в сторону реки, где мной отмечены наиболее перспективные места для ночёвки.
Купалка и постирушки происходят уже в сумерках. Вода, кстати, несмотря на течение, очень тёплая. В наших широтах, такие номера, как купание в сентябрьской ночи, вряд ли пройдут без последствий для простых смертных.
Трек 5 дня (90 км, 313 м набор высот) https://www.strava.com/activities/4009952320
День 6. (03.09.20) Глазуновская – Хопёр.
Встаём по будильнику в 6 утра. Ранний подъём, с последующим большим обеденным привалом, идея очень здравая. Сам я, конечно, валил бы, сломя голову, пока эту самую голову не напекло, но разумная женщина в жару ехать категорически отказалась.
По симпатичным дорожкам пойменных перелесков выезжаем в станицу Глазуновскую. Для холодного пива я ещё на нажарился, поэтому берём на ход ноги только колу с пряниками и продолжаем движение. Поскольку грунтовки вдоль берега оказались очень приятными и проезжаемыми, с асфальтом решаем не торопиться и ехать дальше по треку напрямую в Кумылженскую. И очень даже не зря. Перерезав поле подсолнухов и забравшись на небольшой холм, обычная грунтовка превращается в "мечту уставшего туриста". Пологий уклон, попутный ветер, твердый грунт отлично раскатан уборочной техникой, и вот ты уже не просто катишь, ты летишь во весь опор, в состоянии абсолютного восторга! Поддавшись азарту, поддаю педалями на максимальной передаче, разгоняю своего тяжёлого мула аж до 45 км/ч. Чистый кайф, пусть и всего лишь пять километров. Несколько минут жду Ирину, которая развлекается по-другому. Представив себя мопедом, она едет накатом, совершенно не крутя педали.
Как это часто бывает, расплата следует практически мгновенно. Неожиданно начинаются пески. Вроде и не голые дюны, и дорога вот она есть, но рыхлый песок подойдёт только для широченных колёс с низким давлением, поэтому следующие пять километров практически полностью топаем пешком, вспоминая такой недавний великолепный полёт. Наградив изрядной долей проклятий весь спектр "удовольствий" от продвижения по пескам, выбираемся на асфальт в станице Кумылженской. Следующий отрезок пути до Хопра решаем ехать по трассе, пеших упражнений уже вполне достаточно, нас ещё ждёт рельеф противоположного правого берега.
Хопёр. Сразу решаем окунуть наши запревшие в песчаных барханах чресла в его спокойные воды. Сворачиваем с дороги прямо под мост и устраиваем небольшой привал с купалкой. Сегодня ветерок, поэтому даже такой индикатор жары как Ирина, чувствует себя вполне комфортно.
От Хопра поднимаемся к памятнику Донским казакам и уходим на грунты. Со сменой берегов меняется и местность. Появляется рельеф, зато про пески можно на некоторое время забыть.
Хутор Остроухов. Магазин работает только до 16 часов. Заправляемся водой у местной бабули и едем к Хопру. Место для ночёвки попалось отличное и опять не похожее на все предыдущие. Большая поляна, удобный вход в воду.
На мелководье следы передвижения речных ракушек – перловиц, к сбору и приготовлению которых, немедленно приступает Ирина. Страсть к моллюскам, улиткам и прочим речным и морским гадам у неё, похоже, в крови.
Трек 6 дня (63 км, 450 м набор высот) https://www.strava.com/activities/4009953244