Лука-Ульяновск май 2010.

Архив за 2010 год
Аватара пользователя
LIVe
Сообщения: 4682
Зарегистрирован: Вт май 15, 2007 23:36
Имя: Иван
Bike: ХВЗкрокодил, Author Basic, JamisDurango2
Откуда: Ульяновск, ул. Самарская
Контактная информация:

Re: Лука-Ульяновск май 2010.

Сообщение LIVe »

Изображение
Аватара пользователя
ksenobiotik
Сообщения: 110
Зарегистрирован: Пт сен 18, 2009 21:01

Re: Лука-Ульяновск май 2010.

Сообщение ksenobiotik »

видео, не забудьте включить звук
http://video.rutube.ru/4e224552bea460a15d228a8db275e21d
Аватара пользователя
MarLen
Сообщения: 830
Зарегистрирован: Сб июн 07, 2008 15:34
Имя: Лен*
Bike: GT Ava 3.0+ХВЗ
Откуда: Ульяновск "Гарнизонный м-н"

Re: Лука-Ульяновск май 2010.

Сообщение MarLen »

simply-tat писал(а):самая смешная, на мой взгляд фотка за весь поход)))
:offtopic:
Эх, жаль, что сарафан тебе не выдали!
:wink: Вот была бы угода махапутре.
Если вы по коридору мчитесь на велосипеде,
А навстречу вам из ванной вышел папа погулять,
Не сворачивайте в кухню, в кухне твердый холодильник.
Тормозите лучше в папу. Папа мягкий, он простит. (с)
Аватара пользователя
LIVe
Сообщения: 4682
Зарегистрирован: Вт май 15, 2007 23:36
Имя: Иван
Bike: ХВЗкрокодил, Author Basic, JamisDurango2
Откуда: Ульяновск, ул. Самарская
Контактная информация:

Re: Лука-Ульяновск май 2010.

Сообщение LIVe »

и хлеба-соли тоже дали б :)
Аватара пользователя
mahaputra
Сообщения: 8137
Зарегистрирован: Сб май 23, 2009 5:52
Имя: Сергей
Bike: Cannondale Flash no lefty
Номер телефона: 926-700-7514
Откуда: Дальнее Засвияжье, ост.Универсам
Контактная информация:

Re: Лука-Ульяновск май 2010.

Сообщение mahaputra »

MarLen писал(а):
simply-tat писал(а):самая смешная, на мой взгляд фотка за весь поход)))
:offtopic:
Эх, жаль, что сарафан тебе не выдали!
:wink: Вот была бы угода махапутре.
Он итак перевозбудился!
Хорошо, хоть ледяная вода была наготове!
Аватара пользователя
Shar
Сообщения: 3658
Зарегистрирован: Ср май 21, 2008 11:27
Имя: Роман Юрьевич
Bike: GF Marlin
Откуда: Ульяновск, Скочилова

Re: Лука-Ульяновск май 2010.

Сообщение Shar »

mahaputra писал(а):Он итак перевозбудился!
- рукой на фото держит ... )))
менять камеру нужно уметь каждому, не зависимо от того, девочка ты или нет!
Спасибо, боюсь сломать что-нибудь. Попробую без шлема)
Надо чаще падать-тогда привыкнешь.
Азербайджан при том, что и мы тудысь движемся..
Аватара пользователя
IAmLordMavis
Сообщения: 467
Зарегистрирован: Пн мар 30, 2009 11:34
Имя: Дамир
Bike: Stels Navigator 550
Откуда: Ульяновск, Верхняя терраса
Контактная информация:

Re: Лука-Ульяновск май 2010.

Сообщение IAmLordMavis »

Татарские кочевые шлемы были явно легче этих железных горшков: мой весил пару килограммов.
Аватара пользователя
LIVe
Сообщения: 4682
Зарегистрирован: Вт май 15, 2007 23:36
Имя: Иван
Bike: ХВЗкрокодил, Author Basic, JamisDurango2
Откуда: Ульяновск, ул. Самарская
Контактная информация:

Re: Лука-Ульяновск май 2010.

Сообщение LIVe »

ну то кочевой, а этот боевой
Аватара пользователя
mahaputra
Сообщения: 8137
Зарегистрирован: Сб май 23, 2009 5:52
Имя: Сергей
Bike: Cannondale Flash no lefty
Номер телефона: 926-700-7514
Откуда: Дальнее Засвияжье, ост.Универсам
Контактная информация:

Re: Лука-Ульяновск май 2010.

Сообщение mahaputra »

IAmLordMavis писал(а):Татарские кочевые шлемы были явно легче этих железных горшков: мой весил пару килограммов.
Татары часто и воевали без шлемов, в меховых шапках.
Аватара пользователя
Shar
Сообщения: 3658
Зарегистрирован: Ср май 21, 2008 11:27
Имя: Роман Юрьевич
Bike: GF Marlin
Откуда: Ульяновск, Скочилова

Re: Лука-Ульяновск май 2010.

Сообщение Shar »

mahaputra писал(а):
IAmLordMavis писал(а):Татарские кочевые шлемы были явно легче этих железных горшков: мой весил пару килограммов.
Татары часто и воевали без шлемов, в меховых шапках.
- у меня шапка меховая есть, меняю на шлем ... )
менять камеру нужно уметь каждому, не зависимо от того, девочка ты или нет!
Спасибо, боюсь сломать что-нибудь. Попробую без шлема)
Надо чаще падать-тогда привыкнешь.
Азербайджан при том, что и мы тудысь движемся..
Аватара пользователя
IAmLordMavis
Сообщения: 467
Зарегистрирован: Пн мар 30, 2009 11:34
Имя: Дамир
Bike: Stels Navigator 550
Откуда: Ульяновск, Верхняя терраса
Контактная информация:

Re: Лука-Ульяновск май 2010.

Сообщение IAmLordMavis »

Разместил здесь статью о походе.

Карта маршрута на Гугле

Шуршат под шинами самарские дороги


Клубы живут мероприятиями. После массовых ПВД, проведенных Симбайком в 2009 году, после групповых выездов на соревнования в соседние области, встал вопрос: «А не съездить ли нам теперь в поход?» Настоящий спортивный туристский поход, первой категории сложности, со всеми регистрациями и отчетами. Сказано – сделано. Всю осень и зиму, руководитель Сергей Лисин рисовал маршрут по уже знакомым ему местам в Жигулевских горах. За зиму народ заинтересованно разглядывал планы и карты, примеряя на себя график в 300 км за 6 дней. Сроки были намечены на начало велосезона-2010, майские праздники. Погода позволила начать интенсивные тренировки в течение апреля-месяца и в конце месяца семеро участников начали укладывать рюкзаки.
Нитка маршрута пролегла по Жигулевским горам – жемчужине Среднего Поволжья, по берегам великой русской реки Волги, по дорогам Самарской и Ульяновской областей. Леса, овраги, горы Национального парка «Самарская Лука» - это настоящий храм природы, бережно сохраняемый для нас. Сотни растений, цветов, дикие животные – всё это можно увидеть только в Жигулях. Эти места сравнивают по красоте с Кавказскими горами – что-то похожее тут точно есть, особенно для нас, равнинных ульяновцев.
Состав группы подобрался обычный для походов-«единичек»: трое опытных походников, четверо «чайников», разной степени подготовленности. Каждому предстояло многое узнать в этом походе, научиться жить в экстремальной (для городских) среде, изо дня в день преодолевать препятствия, и вообще, очень много думать головой. Автор этих строк впервые работал завхозом, а также внимательно изучал, как проходятся велосипедные маршруты.
Схема маршрута была выбрана с выездом на начало маршрута и возвращением домой своим ходом. Такая схема снижает расходы и упрощает поиск транспорта у себя дома. С другой стороны, нет возможности произвольно регулировать длину маршрута, поэтому наш поход 1 к.с. растянулся на целых 8 дней. Проезд на маршрутке избавил нас от необходимости везти с собой велочехлы.
Сборы ранним утром 1 мая были недолги и в 9:30 группа уже выгружалась в Самаре. С паромом возникли небольшие трудности: Волга, поднявшаяся на 3 метра (ниже Жигулевской ГЭС), вывела из строя переправу на Вилоновской, где паромы «Бурлак» и «Первый» не могли пришвартоваться к причалам, нависая над ними. Рядом бойко делали свой бизнес катера на воздушной подушке. Быстрый пробег по набережной Самары провел нас вдоль пары недействующих переправ, и закончился на грузовой переправе на ул. Ю.Шмидта. Нам повезло - грузовая баржа уже стояла под погрузкой, и в 11:20 отвалила от пристани. (На будущее — осмотр переправ лучше начинать с ул. Шмидта, как ближайшей к въезду в город. Остальные переправы расположены дальше по набережной, вплоть до Речного вокзала). С середины Волги открывается великолепный вид набережной Самары!
Рождествено, отправная точка нашего маршрута, начинается с пристани. Торжественное включение записи трека на GPS-навигаторах — и группа отправляется в поход. От Рождествено до Торнового идёт хорошая асфальтовая дорога, движение слабое. Подъём высотой в 200 метров, переходящий в тягун длиной в 7 км, начинается прямо в селе Торновом, половина которого расположена на крутом склоне. С такой высоты в хорошую погоду видно всю Самару, раскинувшуюся на противоположном берегу Волги. Граница национального парка проходит по верху, почти сразу за селом. Дальше, уже на границе леса, сидит патруль лесников, вход в национальный парк стоит 50 рублей с человека за день. Дорога идёт вдоль ЛЭП по лесу, где в мае ещё встречаются лужи и грязь. Из автотранспорта нам встретился УАЗ повышенной проходимости — другое здесь не пролезет. К северо-востоку находится зона карстовых провалов Верхние Елгуши, о которой местные рассказывают всякие таинственные истории. Спуск в овраг Чаракайка немного размыт, но дно широкого оврага совершенно сухое. Овраг, по мере приближения к его устью, становится всё уже и глубже. Грунт местами сырой, грязь, появляется щебёнка. На склонах оврага заметны скальные выходы, а в одном месте — небольшой грот. Каменная Чаша — источник в ответвлении этого оврага. Там же стоит маленькая часовенка. После Каменной Чаши дорога стала лучше, лужи засыпаны щебнем, на Чашу удобнее всего ездить через Ширяево. Само Ширяево – поселок в устье оврага, среди трех запруд на берегу Волги. На склонах Жигулей, нависающих над поселком, видны устья штолен. На этих же склонах расположены широкие полки для разбивки биваков, закрытые от волжских ветров. Неподалеку находится известная гора Верблюд. Места здесь известные и натоптанные изрядно.
Автомобильная дорога начинается в Ширяево и идёт по берегу Волги под сенью Жигулевских гор. Подъёмы чередуются со спусками, мелькают названия дачных поселков: Богатырь, Солнечная Поляна, Зольное, Бахилова Поляна. В каждом овражке, поднимающемся в горы – нефтяные качалки. Всё это неплохо охраняется, стоило нам встать около устья таких овражков, как из ниоткуда нарисовался охранник с логотипом «Роснефти», не рекомендовавший ходить к качалкам, под страхом сероводорода. Ну, не очень-то и хотелось. От Бахиловой Поляны дорога оставляет берег Саратовского водохранилища и уходит вверх, в горы. Здесь нас постигло грандиозное разочарование: нас не пустили на территорию заповедника, и мы не попали на гору Стрельную. Зато дальше начался настоящий подъём на 6%, с набором высоты 220 метров и длиной в 3.6 км. За Бахиловом группа вновь оставила асфальт и свернула в лес, срезая угол заповедника. В этом месте въезд никто не охранял, а дорога едёт вдоль очередной ЛЭП по оврагам, болотцам и лужам. Изрядно перепачкав велосипеды, мы спустились в овраг Холодный, к пруду. Плотина пруда разрушена. Дорога на Аскулы сворачивает из оврага на юго-запад, в лес. Вдоль лесной дороги можно заметить глубокие карстовые воронки. Пара упавших (или спиленных) деревьев преграждает эту дорогу, а в одном месте её пересекает совершенно непролазная лесовозная дорога через выс. 263. На опушке леса, в тенистом овражке, бьёт Ануровский родник. Источник обустроен, за водой сюда приезжают и на машинах. Сразу за овражком, раскинулась уютная поляна, где стояли наши палатки со 2 по 3 мая.
Дорога пошла по полям, ныряя в широкие овраги и взбираясь по крутым подъёмам, объезжая небольшие карстовые воронки. Оставив Аскулы в стороне, в Сосновом Солонце мы закончили очередной грунтовый участок дороги. По пути к трассе М5 на птицефабрике в Александрове можно запастись в дорогу копчеными куриными грудками. Очень напряженный участок маршрута ожидает на самой трассе, где движение не стихает и ночью. После Валов, дорога сворачивает с трассы к поселку Жигули и выходит на берег Волги, точнее уже Куйбышевского водохранилища. Где-то через полтора километра, слева можно встретить старую березу, разбитую молнией. Местные утверждают, что посажена она была графом Орловым, погибла от удара молнии, а совсем недавно, пустила новые побеги. Площадки для палаток находятся почти у самой воды, у подножия поросших лесом Жигулевских гор. Отсюда хорошо видно Молодецкий курган на другом берегу небольшого залива. Вдоль берега, над водой, идет тропа, по которой пешком можно выйти на курган Лепешка. Каменистый пляж – обустроенный, частный. С высокого кургана виден Тольятти на другом берегу Жигулевского моря, а сразу под курганом – река Уса, точнее – широкий залив в её затопленном устье. На камнях, разогретых щедрым весенним солнцем, греются серые, черные, зеленые гадюки. Вместе с нами на горе медитировали какие-то йоги из Центра «У-Ра», целый пазик их. Вечером на это место целыми группами начали прибывать велотуристы из Тольятти.
Недалеко от Жигулей, на волжском берегу расположилась Богатырская Слобода (www.bogatyrstvo.ru), где энтузиасты занимаются реконструкцией древнерусского быта и военных искусств. Экскурсия по музею стоит 50 руб., за отдельную плату можно пофотографироваться с восстановленным оружием и в доспехах. Сюда ведет грунтовая дорога от Жигулей. Далее по маршруту – возвращение через Валы на магистраль М5 и долгих 35 км под грохот обгоняющих фур. На узком перешейке между Куйбышевским и Саратовским водохранилищами, Волга мелькает слева и справа от дороги. Между Большой Рязанью и Переволоками, в сосновом перелеске, есть удобное место для отдыха. Недалеко бежит лесной ручей, воду из которого надо брать подальше от дороги. За Переволоками кончается территория Национального парка «Самарская Лука». На северной стороне перешейка сохранились небольшие леса, где расположены многочисленные турбазы. Место для стоянки можно выбирать достаточно гибко. Удобное место есть за турбазой ОСКБ «АвтоВАЗ» в Миронове (на карте – Красное Мироново). Тенистый пляж, расположенный на северном берегу Усы, невысокий спуск на песчаный пляж.
Еще 7 километров надоевшей всем трассы М5 – и маршрут поворачивает в сторону, уходя вдоль берега Усы. После съезда с трассы, начинается длинный пологий спуск, сбрасывающий около 100 метров высоты. Слева, в низине, расположены яблоневые сады «Лесная Поляна», которые хотелось бы посетить где-нибудь в августе. Дорога объезжает длинный залив, образовавшийся при затоплении устья Усы Куйбышевским водохранилищем. Саму Усу, небольшую речку, можно увидеть под мостом перед Шигонами (на карте Генштаба этот мост нарисован в 200 метрах от своего реального местоположения - шифруются). Небольшой поселок Муранка стоит у входа в большой Муранский Бор. На окраинах поселка расположены многочисленные дачи, а на берегу Усы – турбазы. Берег местами зарос камышами, видны охотничьи домики. Асфальтовая дорога, идущая по лесу вдоль берега залива, в конце упирается в ворота последнего лагеря, который приходится объезжать с севера, по лесной дороге. Вода есть в ручье в Поросёнковом овраге, но там останавливаться мы не стали и проехали ещё 20 км. Место для стоянки нашлось в лесу за Усольем, на берегу Волги.
Шестой день маршрута – это начало возвращения домой. Дорога идёт по селам Самарской области. Справа от дороги – невысокие меловые Новодевичьи горы, закрывающие вид на Волгу. Во втором овраге после Новодевичьего течёт Красная Речка, мощные ключи которой бьют прямо в сотне метров от дороги, звенят водопадиками и сливаются в чистую речку. Подвалье и Сенькино – два последних села Самарской области. Ульяновская область начинается наверху могучих валов, протянувшихся до берега Волги. Асфальтовая дорога добегает до границы областей и сворачивает обратно, в Самару. В Ульяновск въезжаем по полевой дороге. Спуск к мосту у Русской Бектяшки и подъём от него – 100 метров вверх и вниз (уклон подъёма 5%). Удивительная картина предстала перед нами на подъезде к Вырыстайкино – абсолютно тихая погода превратила поверхность залива в идеальное зеркало и невозможно было понять, где кончается обрывистый берег и начинается его отражение. Мыс за Вырыстайкино – удобное место для лагеря, дорога туда идёт по верху горы, идти же вдоль берега довольно утомительно, отвлекают только пересвисты байбаков. Вода может быть в овраге, ближе к самому мысу. Брод через Елаурку можно преодолеть в седле или по бревну.
Город Сенгилей маршрут обходит стороной и уходит в Сенгилеевские горы, где спуски чередуются с подъёмами на сотню метров, а самый лихой спуск с поворотами ожидает перед Цемзаводом. Поставив палатки у родника Трехглавого (Ванек), можно подняться на гору Гранное Ухо.
Последний день похода показал, что расслабляться рано и что сюрпризы могут поджидать рядом с домом. Выехали раньше на два часа, чтобы попасть домой не слишком поздно. Грунтовая дорога идет по берегу Волги, через Шиловку на мыс над Криушинским затоном. С высоты 177.7 метров видно Новоульяновск, а в хорошую погоду – и Ульяновский венец. Спустившись по крутому склону, да еще разрытому сурчиными норами, мы обнаружили, что брод через Арбугу, в месте впадения её в Волгу, обмелеть не успел. Рыбак на резиновой лодке согласился перевезти наши рюкзаки через неширокий канал, а нам самим пришлось преодолевать его пешком. В самом глубоком месте вода была по шею. После такого приключения, брод через Атцу в Екатериновке, преодоленный на низшей передаче, показался пустячком. Криуши, Панская Слобода, Новоульяновск, который мы объехали со стороны карьера – и восьмидневный маршрут завершается в Ульяновске, в районе больницы им. Карамзина.
Аватара пользователя
IAmLordMavis
Сообщения: 467
Зарегистрирован: Пн мар 30, 2009 11:34
Имя: Дамир
Bike: Stels Navigator 550
Откуда: Ульяновск, Верхняя терраса
Контактная информация:

Re: Лука-Ульяновск май 2010.

Сообщение IAmLordMavis »

Изображение
«Змеиный Затон» на Яндекс.Фотках

Это место называется Змеиный Затон.
Змей там и вправду есть.
Аватара пользователя
IAmLordMavis
Сообщения: 467
Зарегистрирован: Пн мар 30, 2009 11:34
Имя: Дамир
Bike: Stels Navigator 550
Откуда: Ульяновск, Верхняя терраса
Контактная информация:

Re: Лука-Ульяновск май 2010.

Сообщение IAmLordMavis »

Всё-таки все фотики надо синхронизировать точнее, вплоть до секунды (ловить начало минуты на GPS и нажимать Установку Времени).
Слайд-шоу по горному походу, где участвовало тоже 4 фотоаппарата (3,4 тыс. снимков) получилось гораздо эффектнее только за счет хорошей синхронизации. Поминутной точности, примененной в этом велопоходе, явно не хватает.
Аватара пользователя
IAmLordMavis
Сообщения: 467
Зарегистрирован: Пн мар 30, 2009 11:34
Имя: Дамир
Bike: Stels Navigator 550
Откуда: Ульяновск, Верхняя терраса
Контактная информация:

Re: Лука-Ульяновск май 2010.

Сообщение IAmLordMavis »

2.1. Географическое положение и туристские особенности района.
Район Среднего Поволжья – территория густонаселенная, с хорошо развитой сетью дорог. Сельское хозяйство с давних пор освоило почти всю доступную площадь и здесь трудно отыскать укромный уголок достаточной величины для проведения велосипедного похода. Одно из мест, где природа сохраняется нетронутой, это национальный парк «Самарская Лука», где крутые склоны Жигулевских гор встают из бескрайних просторов Куйбышевского водохранилища. Абсолютные высоты здесь невелики, перепады высот на подъёмах и спусках не превышают 200 метров. Климат – умеренный, характерный для всего Поволжья, снег сходит в течение апреля. Рек здесь нет и с водой туговато. Леса преимущественно лиственные, места для ночевок и дрова для костра есть в изобилии. Грунтовое покрытие лесных дорог весной подсыхает довольно быстро, что даёт возможность проведения в мае месяце не только пеших, но и велосипедных походов. Если есть желание посетить гору Стрельную – высшую точку Среднего Поволжья – то условия необходимо обговорить заранее с дирекцией заповедника. Со спортивной точки зрения, интерес представляет подъём на гору на велосипедах, где набор высоты составит свыше 250 метров. Техническая сложность района невелика и допускает проведение походов только первой к.с.
Наш поход прошёл по территории собственно нацпарка, поскольку в заповедник им. Спрыгина доступ закрыт, заранее договориться мы забыли, а партизанский вариант не прошёл. Всё-таки заповедник расположен под боком у миллионной Самары и без охраны его оставлять никак нельзя. Подробнее ознакомиться с парком можно на сайте http://www.npsamluka.ru
Остальная часть маршрута пролегает по территории Самарской и Ульяновской областей, по правому берегу реки Волги. Перепады высот становятся ещё меньше, постепенно переходя в равнину. Местность больше напоминает степную, с небольшими перелесками, расположенными вдоль волжского берега. Эту особенность стоит учитывать при планировании ночлегов.
Аватара пользователя
IAmLordMavis
Сообщения: 467
Зарегистрирован: Пн мар 30, 2009 11:34
Имя: Дамир
Bike: Stels Navigator 550
Откуда: Ульяновск, Верхняя терраса
Контактная информация:

Re: Лука-Ульяновск май 2010.

Сообщение IAmLordMavis »

2.2. Варианты подъезда и отъезда.
Фактически, маршрут начинается в городе Самаре, который является крупным транспортным узлом Поволжья. Речной, железнодорожный вокзалы, а также сеть отличных автодорог – к Вашим услугам. Из Ульяновска группе туристов проще всего добраться на арендованной Газели. Для погрузки велосипедов нужно снять 4-5 задних сидений, тогда в машину поместится 7-8 участников с рюкзаками и разобранными велосипедами. Длительность переезда – около 5 часов. Стоимость – 4000 руб.
Следующий этап транспортировки – паромная переправа через Волгу до Рождествено. В Самаре действует несколько переправ, навигация на которых начинается в конце апреля. Переправы расположены вдоль набережной, от речного вокзала и выше по течению. На Газели можно подъехать к самой набережной, чтобы убедиться, что она действует, а если - нет, то быстро проехать к следующей. Наша группа переправилась на грузовом пароме с улицы Ю.Шмидта. Стоимость переправы велосипеда – 70 руб. Баржа – открытая, в хорошую погоду с неё открывается отличный вид на город и на Волгу в её старых берегах.
Отъезд с маршрута в нашем случае делался практически своим ходом, на велосипедах до Ульяновска. При необходимости, в Ульяновской области можно сесть на поезд до Ульяновска.
Аватара пользователя
mahaputra
Сообщения: 8137
Зарегистрирован: Сб май 23, 2009 5:52
Имя: Сергей
Bike: Cannondale Flash no lefty
Номер телефона: 926-700-7514
Откуда: Дальнее Засвияжье, ост.Универсам
Контактная информация:

Re: Лука-Ульяновск май 2010.

Сообщение mahaputra »

[Расширение rar было запрещено, вложение больше недоступно.]

Не в ту тему ставил
Аватара пользователя
IAmLordMavis
Сообщения: 467
Зарегистрирован: Пн мар 30, 2009 11:34
Имя: Дамир
Bike: Stels Navigator 550
Откуда: Ульяновск, Верхняя терраса
Контактная информация:

Re: Лука-Ульяновск май 2010.

Сообщение IAmLordMavis »

Километраж - 468 км по GPS, а в итоговой таблице надо указать умноженный на 1.2 (560 "учетных туристических" километров). По каким-то там правилам. В остальных местах будем использовать "нормальные" километры
Аватара пользователя
IAmLordMavis
Сообщения: 467
Зарегистрирован: Пн мар 30, 2009 11:34
Имя: Дамир
Bike: Stels Navigator 550
Откуда: Ульяновск, Верхняя терраса
Контактная информация:

Re: Лука-Ульяновск май 2010.

Сообщение IAmLordMavis »

Описание прохождения маршрута
1 мая, день первый
Рождествено – Торновое – Ширяевский овраг - Ширяево
Пройдено: 42,6 км
Время: 6 ч 01 мин.
Начало движения: 12:06
Конец движения: 19:18
Ранним утром заказанная Газель собрала участников похода по городу, сначала по Правобережью, потом за Волгой. Около 6 часов утра автобус с семью байкерами и их велосипедами выехал их Ульяновска в Самару. Дорога до Самары заняла 3,5 часа и в 9:30 мы уже выгружались на Ульяновской улице (есть в Самаре такая) недалеко от набережной Волги. Ещё час ушёл на поиски работающей паромной переправы, проезд по набережной от Ульяновского спуска до спуска Шмидта, где мы погрузились на грузовой паром, отходивший в 11:20. Погода – пасмурная, временами мелкий дождь.
В 12 часов дня грузовой паром подошел на пристань Рождествено, к началу нашего маршрута. На берегу за пристанью есть продуктовый магазинчик, пополнивший наши запасы. Первый этап маршрута – дорога Рождествено – Торновое, асфальт хорошего качества, движение слабое. Дорога идёт по насыпи по низине, рельеф ровный. На этой дороге мы потихоньку «раскатывались», подтягивали снаряжение, разминали ноги. В 13 часов в селе Торновое асфальт закончился. В колонке набрали воды для обеда и выехали на первый подъём маршрута. Грунтовая дорога начинается в селе, которое построено на склоне горы, и уходит через поле в сторону леса. На пригорке за селом стоит столб, обозначающий границу Национального парка. На опушке леса нас ждал егерь, оформляющий пропуска в нацпарк за 50 рублей с человека в день. Похоже, на всех дорогах, ведущих в парк, по выходным дежурят егеря. Подъём заканчивается в глубине леса, где дорога идёт по просеке вдоль ЛЭП. Грунт не просох окончательно, глубокие лужи приходится пару раз обходить, грязь забивает вибрейки. Подъём плавно переходит в спуск в овраг Чаракайка, на последнем участке дорога размыта. На склоне оврага ещё лежит снег, но уже распустились мелкие белые цветы.
Обед сразу под спуском занял у нас 1 час 10 минут. В начале пути овраг широк и неглубок. По дну идет проезжая дорога, местами встречаются вязкие участки. Пологие склоны покрыты редким лесом. Постепенно берега поднимаются, овраг превращается в ущелье, местам среди деревьев видны скальные выходы, крупные камни. В районе высоты 249 на восточном склоне оврага есть маленький грот. Через 2 км овраг делает крутой поворот на юго-восток и в этом месте на дороге стоит щит со схемой урочища Каменная Чаша. Тропа, уходящая на запад, должна через 6 км привести на высоту 381, высшую точку Среднего Поволжья (высота г.Стрельная – 375 м). Мы прошли по северной тропе, вдоль которой течет ручей, и вышли к небольшой часовенке белого мрамора, построенной на святом источнике. Здесь можно отдохнуть и набрать воды.
От этого места начинается обустроенная гравийная дорога из Ширяева. Стены оврага расступаются, и дорога выходит к поселку, в котором начинается асфальт. В поселке необходимо набрать воду, здесь же есть магазин. Первый день похода закончился в 19 часов 18 минут на «полках», расположенных на склонах долины, ближе к её устью. Великолепный вид на поселок, озера, освещённые закатным солнцем, открывается с террас, закрытых от волжских ветров скалистым гребнем, поросшим лесом. На другом берегу долины находится знаменитая гора Верблюд, посетить которую мы не смогли из-за позднего приезда. Кроме нас, на полке стояло несколько групп велосипедистов из Самары, отправившихся на праздники в поход по Жигулям.

Участок маршрута Протяженность Характер дороги Время прохождения Описание
Рождествено - Торновое 9,6 км Асфальт 1:00
Подъём за Торновым 7 км Полевая грунтовая 1:14 подъём 200 м.
Оформление пропусков.
Спуск в овраг Чаракайка 2,7 км Лесная грунтовая 0:30 Спуск 100 м
овраг Чаракайка 11,8 км Грунтовая, мелкая щебенка 1:49 Выше Каменной Чаши
Ширяевский овраг, пос. Ширяево 11,5 км Грунтовая, мелкая щебенка, асфальт на улицах 1:30 Ниже Каменной Чаши

2 мая, день второй
Ширяево- Бахилова Поляна – Бахилово - Ануровка
Пройдено: 52,2 км
Ходовое время: 7 ч 51 мин.
Подъём: 6:00
Начало движения: 7:43
Конец движения: 16:35
Утро ясное. День начался стремительным броском от Ширяево по прибрежному асфальту под склонами Жигулей. Подъемы метров на 30-50 чередуются со спусками. Вдоль дороги расположены многочисленные поселки и дачи: Богатырь, Солнечная Поляна, Зольное, Бахилова Поляна. Волга в этом месте течет в старом русле, у противоположного берега видны острова, поросшие лесом.
За Бахиловой Поляной мы должны были свернуть вглубь полуострова и подняться на гору Стрельную. Но заповедник охраняется и через 500 метров дороги нас догнали две машины егерей из засады и развернули назад. (После похода, по телефону руководство заповедника сказало, что на Стрельную разрешены только автобусные поездки и за немалые 3500 руб.)
Запасной вариант маршрута проходит через Бахилово. Дорога серпантином понимается по склону Жигулей на самый верх и выравнивается перед самым Бахиловым, выходя из леса на открытую местность. Этот склон в 6% стал самым напряжённым участком нашего маршрута. В поселке Бахилово сделали закупку продуктов.
За поселком, в районе кладбища, грунтовая дорога уходит вдоль ЛЭП на юго-восток. На краю леса начинается территория заповедника, но здесь въезд никто не охраняет. Грунтовая дорога идёт по просеке, колея глубокая, путь преграждают широкие лужи. Обочины заросли высокой травой и кустами. Дорога срезает угол территории заповедника и спускается в овраг Холодный, в котором есть запруда. Весной в нем стояла вода и здесь мы устроили обед (1 час). Здесь мы впервые встретились с клещами.
В 14:40 начался мелкий дождь. Дорога на Сосновый Солонец начинается на разрушенной плотине запруды и уходит из оврага на юг, в лес. В нескольких местах нам пришлось перебираться через спиленные и поваленные поперек дороги деревья. У нас сложилось впечатление, что дорогу перегородили. В районе высоты 263 пересекли лесовозную дорогу, раскатанную техникой до непролазности. Вдоль дороги можно заметить заросшие карстовые воронки значительных размеров.
Сразу после выхода дороги из леса на опушку, чуть в стороне в овражке, находится Ануровский родник. Источник закрыт и благоустроен. Для стоянок есть большая поляна, расположенная немного дальше, в лесу. Здесь в 16:35 мы поставили палатки, дождь к вечеру закончился.
Участок маршрута Протяженность Характер дороги Время прохождения Описание
Ширяево – Бахилова Поляна 27,5 км Асфальт 2:36 Чередование спусков и подъёмов. Движение слабое
Бахилова Поляна - Бахилово 4,6 км асфальт 1:13 Подъём 220 м, уклон 6% (чистый подъём – 3,5 км)
Бахилово 2,3 км Асфальт 0:30
Бахилово - пруд в овраге Холодном 8,9 км Полевая, лесная грунтовка 1:39 Лесная дорога вдоль опор ЛЭП
Пруд – родник Ануровский 8,8 км Лесная дорога, местами колея 1:54 Деревья, брошенные поперек дороги

3 мая, день третий
Родник Ануровский – Сосновый Солонец – Валы - Жигули
Пройдено: 42 км
Ходовое время: 5 ч 04 мин.
Начало движения: 8:38
Конец движения: 16:20
Погода ясная (до конца маршрута дождей не было). Ануровский родник – место известное и посещаемое. От него начинается наезженная дорога в сторону Аскулов и Соснового Солонца. Грунтовка идёт по полям, напрямую через Тайбакский овраг. На полях, поросших редкими деревьями, заметны карстовые воронки. Разогнавшись с утра по хорошей погоде, мы проскочили поворот на Аскулы и доехали прямо до Соснового Солонца. Решили не возвращаться и ехать дальше по маршруту.
В Сосновом Солонце вышли на асфальт. В 11 часов остановились у Александровской птицефабрики, где можно купить свежих продуктов из мяса птицы. Нам достались копченые окорочка. В 11:30 у Бетонной Курицы вышли на трассу М5, оживленное движение на которой не давало расслабиться. В Валах сделали закупку продуктов и в 12:30 съехали с трассы в сторону Жигулей. От поворота идёт асфальтовая дорога, обсаженная березами. Движение слабое, что дало возможность отдохнуть после шумной трассы. Проехав через поселок Жигули, расположенный в широкой долине, выходящей к Волге, можно повернуть к западу, проехать вдоль берега залива и углубиться в лес, не поднимаясь вверх по склону. Тропинка ведёт над берегом Волги, а по пути, ниже тропы, есть несколько довольно больших площадок, нависающих над водой. На одной из них в 13:40 мы устроили лагерь. Молодецкий курган, расположенный на другом берегу залива, был в 2010 году закрыт для посещений.
Жаркая погода (температура до +20) способствовала продолжению путешествия. На радиальный выход на гору Лепёшка отправилась почти вся группа, оставив Кирилла Александрова в лагере. Тропинка идёт по краю берега, потом по каменистому пляжу (частное владение) и поднимается на эту невысокую гору. С горы открывается великолепный вид на бескрайнее Куйбышевское водохранилище (выше плотины ГЭС) и Усинский залив. Змеи начали попадаться ещё на пляже, куда они выползли погреться на камнях, но главное их гнездовище – это Змеиный затон под горой со стороны Усы. После полудня солнце прогрело каменистый западный склон, и пресмыкающиеся в немалом числе выползли погреться на каменных полках.
Вода в Волге – прозрачная и холодная, но кое-кто решил открыть купальный сезон! К вечеру, мимо нашей ночевки проходили одна за другой группы самарских и тольяттинских велосипедистов, совершавших свои традиционные туры по Жигулям.
Участок маршрута Протяженность Характер дороги Время прохождения Описание
Ануровский родник – Сосновый Солонец 8,9 км грунтовка 1:45 Подъёмы и крутой спуск в Тайбакский овраг
Сосновый Солонец - Жигули 28,9 км Асфальт 3:19
Радиальный выход на г. Лепёшка 3,4 км Тропинка 1:17 Пеший маршрут


4 мая, день четвертый
Жигули – Богатырская Слобода – Переволоки – Мироново
Пройдено: 63,2 км
Ходовое время: 5 ч 34 мин.
Начало движения: 8:30
Конец движения: 16:30
Недалеко от Жигулей находится интересный объект «Богатырская Слобода» (http://www.bogatyrstvo.ru ). Вернувшись с места ночевки в пос. Жигули, мы проехали по полю до этого места. Комплекс зданий, построенных в древнерусском стиле, представляет собой реконструкцию старинной крепости. Здесь занимаются реконструкцией русского рукопашного боя, ведут патриотическую воспитательную работу в духе православного возрождения. И всё это построено силами энтузиастов! Мы приехали в момент затишья после нескольких дней богатырских поединков и празднеств с 1 по 3 мая, поэтому в Слободе нам показалось немного пустовато. Тем не менее, служительница организовала нам великолепную экскурсию по музею Слободы, поведав нам историю этого места. Здесь мы провели интереснейшие 40 минут.
Выезжая из Жигулей, можно поискать среди берез справа вдоль дороги одну, разбитую молнией, но давшую через много лет, свежий побег. Согласно легенде, это – одна из берез, посаженных графом Орловым, одно из поместий которого, было в этих местах. Что-то похожее есть в 1,5 км от выезда на М5.
Самарскую Луку можно покинуть через перешеек по трассе М5. Желательно изучить альтернативные варианты и постараться найти вариант выхода речным или железнодорожным транспортом, потому что проезд по федеральной трассе очень утомителен и потенциально опасен. Кроме того, вдоль трассы почти нет интересных объектов. Волга мелькает вдалеке, то слева, то справа от дороги. Можно поискать место, с которого видно оба русла сразу.
Перелесок, примыкающий к трассе с юга, на середине пути между Большой Рязанью и Переволоками, может стать местом для привала, а возможно и для ночлега. В лесу есть ручей, воду из которого лучше брать подальше от дороги. Погода стала достаточно жаркой, поэтому обеденный привал растянулся на 1 час 45 минут.
Ещё 1 час 42 минут пришлось ехать по трассе, пока не свернули в сторону Мироново. Надо отметить, что мест для ночевки на перешейке есть немало, в основном, на севере, в лесах вдоль берега Волги, поэтому график движения здесь можно планировать гибко. В Мироново находится турбаза АвтоВАЗа, недалеко от которой, на волжском берегу, в 16:30 мы завершили этот утомительный день. Южный берег Усинского залива тенист, весной и осенью здесь прохладно. Вода в Волге холодная и чистая.
Участок маршрута Протяженность Характер дороги Время прохождения Описание
Жигули – Богатырская Слобода 11,8 км асфальт 1:07 из них 1,7 км полевой дороги
Богатырская Слобода - Жигули 7,2 км асфальт 1:05 из них 1,9 км полевой дороги
Жигули – ур. Перелесок 18,4 км асфальт 1:16
Перелесок – Переволоки - Мироново 25,8 км Асфальт 2:06

5 мая, день пятый
Мироново – Шигоны – Муранка – Муранский Бор - Усолье
Пройдено: 92,5 км
Время: 7 ч 36 мин.
Начало движения: 9:00
Конец движения: 19:44
Самый длинный дневной маршрут проходит вокруг Усинского залива. Вначале предстоит пройти небольшой участок трассы М5, после съезда с которой начинается длинный спуск почти на уровень Волги. Слева от спуска раскинулись яблоневые сады. На берегу залива расположены поселки Губино, Усинское, где сделали очередную закупку, Пионер. Реку Уса, в её старом русле, не затопленном водохранилищем, можно увидеть под мостом на дороге между Кушниковым и Шигонами. Знаменитый Муранский бор начинается сразу за поселком Муранка. Здесь, на берегу Волги, мы остановились на 3 часа, чтобы пересидеть жару. Небо ясное, температура поднялась выше 20 градусов, безветренно. Пляжи вблизи поселка заболочены и затоптаны скотиной. Воду из Волги брать нежелательно, так как она сильно прогревается солнцем и мутная.
В Муранском бору расположено не менее 30 лагерей и баз отдыха. Большая часть из них не действует, но дорога, проложенная вдоль побережья Усы, находится в хорошем состоянии. Асфальт, проложенный по лесу – что может быть лучше для велосипедной поездки? Несколько видеороликов, снятых здесь – тому подтверждение. Последний участок дороги, обозначенный на карте, упирается в запертые ворота лагеря и проходит уже по его территории. Объехать лагерь можно по просеке (песчаная дорога). Воды в Бору нет, речушка в районе дороги почти пересохла.
Бор ограничен с востока Поросенковым оврагом, в котором течет чистый ручей. Здесь можно было устроить стоянку, но мы решили ехать дальше и поискать ночевку на берегу Волги. Дорога идёт через поселки Львовка, Ульяновец (и такой есть!) и доходит до Усолья. Леса здесь мало, и расположен он слишком близко к населенному пункту. Полазив по крутому берегу Волги, в 19:45 нашли укромное местечко, закрытое от ветра, почти на самом пляже.
Участок маршрута Протяженность Характер дороги Время прохождения Описание
Мироново - Муранка 51,8 км асфальт 4:07
Муранский Бор 17,8 км Асфальт, песок 1:44
Муранский бор - Усолье 22,8 км Асфальт 1:58 Около 1 км лазили по берегу Волги

6 мая, день шестой
Усолье – Тайдаково – Маза – Русская Бектяшка - Вырыстайкино
Пройдено: 83,9 км
Время: 7 ч 41 мин.
Начало движения: 9:00
Конец движения: 18:55
Мы возвращаемся домой. Стрелка навигатора указывает прямо на Ульяновск и перед нами расстилается дорога на север. Тайдаково, Левашовка, Маза – все они промелькнули мимо, пока мы мчались по отличному асфальту Самарской области среди широких полей. Пологие и затяжные спуски здесь чередуются с некрутыми и длинными подъёмами. Движение на дороге слабое. Волги справа скрыта от взора непрерывной грядой невысоких меловых скал Новодевичьих гор. Реки, которые пересекает дорога, мелки, мутны и текут с полей. В Мазе недалеко от дороги должен быть родник, но местные жители рекомендовали нам остановиться на Красной Речке, в месте, где они сами обычно берут воду. После Мазы нужно проехать ещё 15 км. И действительно, на дне глубокого оврага, с крутым спуском и подъёмом, течёт чистая речка. В сотне метров вверх по течению, в тени деревьев, на склоне оврага бьют ключи, каскадом водопадиков сливаясь в прозрачный поток! Чуть пониже, речка разливается, в илистое дно приятно погрузить натруженные ступни. Жарко, небо ясное.
Подвалье, Сенькино – последние населенные пункты Самарской области. За Сенькиным маршрут покидает асфальт и по полевой дороге пересекает границу регионов. Русская Бектяшка, Мордово, Вырыстайкино – это уже Ульяновская область. Тихое место для бивака можно найти на северном берегу залива, на мысу. В Вырыстайкине надо пересечь по бревну речку Елаурку (шириной 5 м, глубина 0,3 м), проехать до моста и вдоль песчаного пляжа пройти под пересвист байбаков около 3 км пешком. Вода, возможно, есть в овраге дальше по берегу, а также в мелких родниках на берегу, если их не зальёт водой. На топливо можно на пляже собрать плавник.
Участок маршрута Протяженность Характер дороги Время прохождения Описание
Усолье – Красная Речка 44,3 км Асфальт 3:50
Красная Речка - Сенькино 12, 1 км Асфальт 0:57
Дорога на границе областей 4,7 км Полевая дорога 0:22
Мордовская Бектяшка – Вырыстайкино 17,6 км Асфальт 1:50
Мыс за Вырыстайкино 5,3 км Полевая дорога, бездорожье 0:41

7 мая, день седьмой
Вырыстайкино – Сенгилей – Цемзавод – родник Трехглавый
Пройдено: 37,7 км
Время: 4 ч 36 мин.
Начало движения: 8:40
Конец движения: 13:20
Дорога на мыс из Вырыстайкино оказалась проще, чем мы думали: грунтовка проходит по верху и спускается на мыс прямо с горы. Снова брод через Елаурку, некоторые смогли проехать его с ходу. Закупка продуктов в Алешкино – и дорога взбирается на Сенгилеевские горы. Перед самим Сенгилеем – спуск длиной 4 км и уклоном 4% к реке Сенгилеевке. Маршрут объезжает город Сенгилей, поскольку там надо будет спускаться ещё ниже, к Волге.
Дорога по Сенгилеевским горам состоит из череды подъёмов и спусков. После реки Тушёнки на маршруте лежит подъём с уклоном в 5%, а спуск к Цемзаводу имеет уклон почти в 8%, да ещё и с поворотами. Настоящий горный серпантин. Велосипеды разгонялись до скорости свыше 40 км/ч. После Цемзавода грунтовая дорога идёт по склону берега Волги, пересекая глубокие овраги. Уклоны местами доходят до 6%. Зато окрестные виды стали не в пример интереснее: ровные поля и пашни сменились лесистыми холмами и глубокими оврагами, на горизонте забелели меловые осыпи на склонах. А в гладком зеркале волжских просторов отразилось голубое небо.
В 13:22 мы подошли к роднику Трехглавому. На беседке рядом с родником есть надпись «Ванек». Длительная езда по подъёмам и спускам утомила группу и большая часть решила в этот день не продолжать движение. Тем не менее, Михаил Петров и Игорь Поляков захотели закончить маршрут этим днём и уехали в Ульяновск, добравшись домой к вечеру. После обеда поднялись по склону в район горы Гранное Ухо, но вершину в лесу так и не нашли. Место опасно клещами.
Участок маршрута Протяженность Характер дороги Время прохождения Описание
Мыс – Вырыстайкино 6,3 км Полевая 0:45 По верху прибрежного вала
Вырыстайкино - Сенгилей 15,3 км Асфальт 1:40 Перед Сенгилеем – спуск 4%
Сенгилей - Цемзавод 11,6 км Асфальт 1:14 Чередование спусков и подъёмов
Цемзавод – родник Трехглавый 4,8 км Лесная дорога, щебень 1:03

8 мая, день восьмой
Родник Трехглавый – Шиловка – Екатериновка – Криуши – Новоульяновск - Ульяновск
Пройдено: 54,4 км
Время: 6 ч 24 мин.
Подъём: 4:00
Начало движения: 6:20
Конец движения: 12:45
Чтобы наверняка закончить маршрут в этот день, встали пораньше, затемно. Дорога до Шиловки идёт вверх-вниз по оврагам, а за поселком выравнивается. Сенгилеевские горы заканчиваются мысом, взлетевшим над Криушинским затоном. С отметки 177.7 в ясную погоду хорошо виден Новоульяновск и юг города Ульяновска.
Последний день похода подбросил сюрприз: переправа через устье Арбуги оказалась сложнее, чем просто брод. Вода не успела сойти и на берег Криушинского затона выходит протока шириной почти 10 метров и глубиной больше метра, да ещё и с вязким илистым дном. Рядом проплывал рыбак на лодке, он помог нам переправить рюкзаки. Сами же переправились вброд с велосипедами в руках, только рули торчали над водой. На берегу пришлось выжиматься и сушиться. На переправу потратили 40 минут.
Ещё одна переправа ожидала нас в Екатериновке. Брод на реке Атце, шириной 10 метров, преодолевается в седле. Группа преодолела его за 5 минут. За Екатериновкой вновь вышли на асфальт. Немного задержавшись в Криушах, в 12:00 проехали по Новоульяновску. Спуск в Новоульяновский карьер имеет уклон в 4%. До Ульяновска дорога идёт вдоль берега Волги через с/т Парус.
Маршрут длиной в 465 км (по GPS) и длительностью в 8 дней, закончили в черте города Ульяновска, не доезжая до больницы им. Карамзина, откуда, попрощавшись, самостоятельно разъехались по домам.
Участок маршрута Протяженность Характер дороги Время прохождения Описание
Родник – Криушинский затон 18,4 км грунтовая 2:11
Брод через Арбугу – Екатериновка 6,7 км Грунтовая 0:30
Екатериновка – Новоульяновск 21,1 км Асфальт, бетонка 2:12
Новоульяновск – Ульяновск 4,6 км Полевая дорога 0:23
Окончание маршрута в Ульяновске 2,9 км асфальт 0:17
Последний раз редактировалось IAmLordMavis Сб ноя 20, 2010 22:35, всего редактировалось 1 раз.
Аватара пользователя
IAmLordMavis
Сообщения: 467
Зарегистрирован: Пн мар 30, 2009 11:34
Имя: Дамир
Bike: Stels Navigator 550
Откуда: Ульяновск, Верхняя терраса
Контактная информация:

Re: Лука-Ульяновск май 2010.

Сообщение IAmLordMavis »

Написание отчета входит в финальную стадию.
Последний раз редактировалось IAmLordMavis Сб ноя 20, 2010 22:34, всего редактировалось 1 раз.
Аватара пользователя
mahaputra
Сообщения: 8137
Зарегистрирован: Сб май 23, 2009 5:52
Имя: Сергей
Bike: Cannondale Flash no lefty
Номер телефона: 926-700-7514
Откуда: Дальнее Засвияжье, ост.Универсам
Контактная информация:

Re: Лука-Ульяновск май 2010.

Сообщение mahaputra »

Спасибо, Дамир. У меня огромные трудности со временем и я не в городе до четверга еще. Потом опять уеду надолго. Давайте, как-нибудь подготовим отчет без меня.
Ответить

Вернуться в «2010»