Как это было…
Про еду питьё напишу отдельно в конце, так как были вопросы на эту тему. Пока опишу основные моменты, которые добавили новых ощущений от дальних заездов.
Едем, как и на 300 км вдвоём с Пашей. Стартуем в 9.00 от западного кольца. Были мысли: “а может лучше было бы с первыми проблесками рассвета часа в 2-3 ночи”? Но здраво рассудив, что данный вариант подойдёт больше тем, кому по силам преодолеть такую дистанцию за длинный световой день. Мне же в любом случае ехать всю ночь, поэтому на старте куда предпочтительнее оказаться хорошо выспавшимся.
Итак, 9.00 время пошло. Первые 20 км до перемычки едем вместе, включаемся. Потом Паша “бьёт по газам” и отрывается. Я еду спокойно, в своём темпе, изначально дав себе установку не ломить, не ограничивать количество остановок, ехать в более привычном мне режиме туринга, но не забывая про временной лимит 27 часов на 400 км. Как и полагается туристу в автономке, с собой везу весь провиант, но об этом позже.
Погода. Жары, слава богу, нет. Скорее наоборот, утром и вечером будет прохладно. 12-18 градусов. Совсем без ветра у нас бывает наверно только по ночам, не шквалистый, и то хорошо, не будем брать его в расчёт.
Одежда. Летняя короткая вело форма. Сверху флисовая вело куртка с длинным рукавом и тёплые гетры на ноги. Днём куртку расстегну, гетры сниму – не упрею, зато ночью и утром не околею.
Первая петля, чуть меньше половины дистанции, проходит по плоскому левому берегу. Никаких особых сложностей не предвидится, проедем “легко болтая ножками”! После 70 км за Чердаклами покидаю трассу, следующие 70 километров проходят по второстепенным и межпоселковым дорогам и тут ждёт первая проблема – качество покрытия. Обычно по таким “направлениям” я езжу на МТБ с широкими покрышками и амортизационной вилкой, а тут циклокросс, ригид и тонкие колёса. Местами трясёт так, что кажется будто сидишь верхом на вибропрессе. Впереди ещё больше трёх сотен километров, а пятая точка уже начинает сигнализировать о недопустимости подобных издевательств, или ни о каких бреветах не может быть и речи. В нескольких километрах от трассы первый небольшой перекус. С мрачными предчувствиями жую банан и пару пастилушек. Про “лёгкое болтание ножками” сегодня можно забыть. Еду, полностью концентрируясь на дороге, стараясь по возможности избежать самых убийственных колдобин. В районе Старого Матюшкино неожиданное счастье – кусок новёхонького асфальта! Мысленно шлю дорожным службам благодарность от лица моей жопы, но чудес не бывает, и через пару сотен метров всё возвращается назад. Тат. Урайкино (КП1) первая сотня позади. Жары нет, поэтому на исходе только 1 литр воды. Местный лабаз закрыт, но есть колонки. Залил воды. На отрезке Красная Река – Старая Майна уже громко матерюсь вслух, не дорога, а мерзопакость какая-то! Пора разоблачаться, становится теплее. Гетры в сумку, куртку расстегнуть, перчатки без пальцев (да, именно так, туристы берут 2 пары). Попутно ещё один банан, горсть сушек и фиников в рот. После поворота в Старой Майне (КП2) ещё одна небольшая остановка. Раз я решил никуда не спешить, есть время немного размять ноги руки, а заодно проверить трек. Обидно будет потерять хороший заезд из-за потери спутников. Дальше дорога стала более приличной. Енганаево. 160 км. Пора что-нибудь пожевать, купить воды и пепси. В обычной жизни газировку я не пью, но в энергозатратных заездах небольшие порции этого калорийного питья неплохо работают. Беру 1,5 воды и литр пепси. Съедаю небольшую пачку печенья, горсть арахиса в глазури с кунжутом, несколько сушек и фиников. Запиваю это дело половиной пепси и водой, которая не уместилась в литровую бутылку. Через 30 км мост. Въехать сразу без остановок или поесть более основательно? Ударной дозы утренних макарон с тушенкой и сыром хватает на большую часть дня, но и время уже идёт к вечеру. В животе начинает ощущаться опасная пустота, грозящая упадком сил и потерей мощности. Встаю за постом ГАИ возле Волги. На основательный перекус припасены 4 бутерброда. Баварский хлеб с семечками, масло, сыр и с/к колбаса – хорошее дополнение к быстрым углеводам. 2 из 4 уходят под остатки пепси, другие 2 на неизбежное ночное-утреннее голодание. Попутно смазываю цепь. На такой дистанции это будет не лишним. Мост, ишеевская гора заезжаются без фанатизма, в режиме “эконом”. Перед Ишеевкой неожиданно догоняет Паша. Оказывается, он долго проторчал в кафешке пока обедал. Говорит увидел меня в конце моста, когда выехал на него и решил догнать. “Ни фига себе здоровья у вас молодых” – думаю про себя. Пока Паша останавливается поставить на зарядку телефон, уезжаю вперёд, ещё догонит и перегонит, но его почему-то нет. Ундоры. 230 км. Вечереет, холодает. Снова пора утеплиться и прикупить воды. Литр волжанки, 0,5 с расторопшей, плюс три маленьких сникерса на сдачу. Пока одеваюсь, попутно перекусывая, проносится Паша. Видимо полноценный обед из трёх блюд наконец заработал, всё снова встало на свои места. В остатки старой воды бросаю таблетку изотоника, этой штукой лучше не пренебрегать даже в не самый жаркий день. Уже совсем рядом КП3 поворот перед Большими Тарханами. Дорога спокойная, убитые участки покрылись новым асфальтом, едется отлично. После поворота в паре сотен метров впереди снова возникает Паша, дальше 20 км до Буинской трассы, едем вместе. Небольшая горка на пути показывает разность наших подходов к прохождению дистанции. Я кручу сидя на низких передачах, Паша берёт с разгона стоя ломая самые высокие. Вот и трасса, поворачиваем на Ульяновск. Позади 270 км. У меня снова небольшой привал. Размять ноги, разогнуть спину, снять хоть на пару минут жёсткие карбоновые тапки, ну и закинуть очередную горсть чего-нибудь в себя. Паша конечно чешет вперёд без остановок. Сумерки сгущаются, ночь постепенно вступает в свои права, ехать становится некомфортно. Движение ещё достаточно активное, а ширина дороги и обочина местами не самая подходящая для безопасного ночного передвижения. Ещё через 15 км решаю сделать вынужденный привал, подождать, пока трафик станет менее плотным. Освещённый перекрёсток и автобусная остановка вполне годятся для этой цели. Через некоторое время левое бедро слегка сводит судорога. А вот это уже плохо! Не хватало ещё тут остыть совсем и скрючиться. Цильна отсюда ещё в 15-ти километрах. Лучше буду продвигаться короткими перебежками. В Цильне преодолена отметка 300 км. Осталось самое вкусное – последняя сотня! Самое время закинуть в себя оставшиеся бутерброды. Время двенадцатый час, движение и правда стихает, выжидательная тактика себя оправдала. Еду дальше, в пяти километрах от Цильны, буквально на следующей остановке ждёт эвакуации Паша. За последние 30 километров лёгкое побаливание в колене трансформировалось в адские муки. Про финиш пришлось забыть. Жаль! В районе Семеновки меня поджидает новая ночная напасть – свежий асфальт без разметки. Приходится удвоить концентрацию только для того, чтобы удержать край дороги. Очередная небольшая остановка после выезда на А-151. Неплохо бы пополнить запасы воды и выпить Рэд Булл, чтобы хорошенько “вштырило” на финальном отрезке дистанции. На противоположную сторону дороги тащиться лень, заеду дальше по пути. В конечном итоге, все подходящие работающие заправки оказались на противоположной стороне, а на объездной дороге их благополучно отсёк от меня разделительный барьер. Мозги под утро работают не очень. Из-за такой жёсткой тупёжки я остался без желаемого энергетического толчка. Поворот на Новоульяновск. До финиша километров 60. Доедаю остатки своих кормов, запиваю последними глотками воды. Ехать всё тяжелее. Пятая точка уже не находит себе места на седле, так и знал, аукнутся мне эти скачки по колдобинам! А тут ещё и “выдра” сгрызла весь асфальт в Больших Ключищах. И жуткий дубак, пришедший вместе с рассветом. В общем, как положено, испытание на прочность начинается ближе к концу марафона. За 20 км до финиша заезжаю-таки на заправку в Ключищах. Беру Рэд Булл, натыкаюсь в сумке на удачно завалявшийся Сникерс. Адская смесь начинает действовать практически мгновенно! Оставшиеся подъёмы мощно вкручиваю стоя, да задница вроде и не так уж болит. Вот они скрытые резервы организма!
Еда.
Не претендую на истину в последней инстанции, у всех свои вкусы и предпочтения в еде и её количестве. Излагаю некоторые свои предпочтения, выработавшиеся применительно к долгим и энергоёмким заездам.
На завтрак макароны с тушёнкой или пельмени (мощная порция). Ехать первые часа два может и не очень легко, но не на соревнования же, а действуют довольно долго. Бананы (пара штук), съесть где-нибудь на первой сотне. Работают хорошо, но таскать с собой тяжело. Печенье или сладкие мюсли. Финики, курага, орехи, злаковые подушечки с начинкой, сушки, пастила яблочная (типа “Пастилушка”), шоколадные батончики маленькие. В качестве основной еды бутерброды с маслом, сыром и колбасой.
Сразу отвечу на некоторые возможные вопросы:
“Почему бы нормально не поесть в кафешке?”
Нормальной кафешки скорее всего не окажется именно в том месте, где мне действительно надо будет поесть. Может со временем что-то поменяется, но пока мне проще и быстрее всё своё тащить с собой. Особенно приятно, когда тыловая служба обеспечения в лице Ирины обо всём уже позаботилась, цепкий, в житейском плане, женский ум не упустил ни одной мелочи, а заботливые руки всё это аккуратно упаковали.
“А где же гели и энергетические батончики?”
Пробовал. Действительно хорошие штуки. Незаменимы в спорте, когда важна максимальная отдача при минимальном объёме. У меня жанр несколько иной, поэтому можно обойтись менее затратными способами.
“На фига ещё бутерброды тащить?”
Пробовал без них. На исходе дня быстрые забросы углеводов надоедают. Пустота в желудке требует заполнения, в итоге магазин и хаотичное хватание каких-нибудь кусков.
“Зачем столько всего разного сразу?”
Что-то одно, два или даже три – быстро надоедает. Когда много разного есть возможность чередовать и комбинировать. Главное определить сколько и чего нужно именно тебе. Чемодан еды, как ни крути, тащить на себе. Общий вес моего набора на 400 км составил 2 кг.
Трек
https://www.strava.com/activities/2453417533