Поход на Урал Велокраеведческого клуба "ИСТОКИ"

Архив за 2012 год
TRAVELBIKE-АНДРЕЙ99
Сообщения: 74
Зарегистрирован: Сб июн 30, 2012 9:16
Имя: Андрей
Bike: Kona Fire Mountain 2012
Номер телефона: 89021267397
Откуда: Сурское

Поход на Урал Велокраеведческого клуба "ИСТОКИ"

Сообщение TRAVELBIKE-АНДРЕЙ99 »

По законам Джека Лондона
Владимир Кочетков


Как быстро пролетает лето! Мелькают красками дни друг за другом, лишь какое-то значительное событие может приостановить этот стремительный бег, растянуть время, дать оглядеться по сторонам. Мы с мальчишками-учениками таким событием считаем велосипедные походы. Не стал исключением и нынешний год — решили мы пройти от Уральских гор до своего поселка.
К путешествию готовились дотошно: не меньше трех раз в неделю крутили на велосипедах по 40—50 километров и занимались в зале: турник и силовая гимнастика очень помогают и в походе, и просто в жизни.
Наш уральский маршрут начался под Белорецком, есть такой городок на Южном Урале. Чем особо он известен, не скажу, только именно в его окрестностях находится высочайшая вершина Южного Урала гора Ямантау и именно здесь проходит центральный осевой хребет Уральских гор — граница между Европой и Азией. Побывать на границе двух частей света заманчиво и интересно.
«Забросились» мы под Белорецк вместе с велосипедами и всем скарбом на поезде на самом заходе солнца 18 июля. Пока велосипеды собирали, пока сумки укладывали, солнце за горы нырнуло, едва успели за поселок выйти и место для лагеря отыскать. Утром долго решали, какой путь выбрать, чтобы и горы увидеть, и сил при этом не лишиться. Пока дома сидишь, и горы кажутся ниже, чем есть они на самом деле, и дороги не такими трудными — на карте стрелку прочертить легко. Решили идти вдоль реки Инзер: показалось, что так будет меньше перевалов и трудных участков. Но для начала нужно было до реки добраться, а для этого через хребет предстояло перемахнуть.
В горах да по бездорожью кажется, что километр — это не тысяча метров, а нечто более длинное и неопределенное. Топаешь, топаешь, а счетчик словно отсчитывать расстояние забывает. Асфальтированных дорог немного, и едва мы с трассы в сторону ушли, асфальт тотчас сменился на щебенку, а затем, на околице небольшого села, вообще превратился в едва заметный на камнях след.
— Должны проехать, — заверил нас местный житель, высокий, крепкий мужчина, — переправитесь через брод, а дальше по следу вездехода. На «УАЗах» люди проходили, значит, и вы пройдете. Сориентируетесь, одна дорога. Только с нее — никуда!
Вообще, жители этого и других башкирских сел оказались очень доброжелательными и вежливыми. Впрочем, как и их дома, и улицы. Дома из ровных бревен, ни в одном селе мы не увидели бурьяна или мусора. Ни единой бумажки или бутылки. Улицы и пустыри выкошены. словно жители ждут какую-то важную делегацию. Даже коровы и те ухожены.
Мужчина тот был прав — мы не заблудились, вышли к следующему селу, только потратили на эти 12 километров почти весь день. Инзер оказался рекой некрупной, местами похожей на Суру, — те же сто метров ширины, только мельче. На бродах вода доходила до пояса. Дно из больших окатанных водой камней, скользких, словно киселем вымазанных, течение быстрое, того и гляди с ног собьет.
Переправлялись «челноком» — перетаскивали вещи поочередно, возвращаясь каждый по два-три раза. Вещи приходилось держать высоко, на плечах, да и то не всегда помогало: иногда оступишься и черпанешь сумками воды.
Вообще, по всем законам через реки переправляться нужно в одежде и кожаной обуви. Туристские ботинки для этой цели — обуви лучше не придумать: и каблук есть, и подошва жесткая (каблук на скользких участках хорошо держит, цепляется за камни, корни). Но груза на старте у нас скопилось немало, и, чтобы не перегружать мальчишек, я принял решение взять каждому с собой для переправ сланцы — обычные резиновые летние тапочки. Все-таки большая часть маршрута проходила не по горам, и вряд ли тяжелая обувь могла понадобиться на равнине (кстати, так оно и получилось: едва горы остались позади, главной обувью стали, как обычно, кроссовки). Чтобы сланцы с ног во время переправы не слетали, мы их подвязывали тесемками, превращая на момент переправы в древнегреческие сандалии.
След после брода действительно был, но скорее как ориентир: до Зуева, нужного нам села, нам так ни разу в седла сесть не удалось: то по мелководному берегу реки тащились, то по полузаросшей тропе продирались. Но зато на горы насмотрелись вволю. На утесы каменные, на ели, стоящие словно свечки, на солнечные брызги в воде Инзера…
Весь следующий день был словно продолжением предыдущего: переправы, перевалы, опять переправы — четыре раза пришлось перебираться вброд. Мальчишки смеялись: о Суре, мол, забудем, а Инзер во сне будет сниться, в тумане мерещиться. За этот второй день опять удалось лишь 40 километров осилить, да и то с учетом относительно легких последних 15 километров.
Вот уж наговорились вечером у костра! Казалось бы, два дня всего прошло, а событий накопилось! Вещи через броды таскали, не глядя, свои они или нет. Влад Кузнецов, наш фотограф, всё приговаривал, перетаскивая велосипед самого младшего участника, шестиклассника Андрея Чинякова:
— Не дай Бог, накроет его где-то на середине реки велосипедом, а помочь — святое дело.
При первой переправе у одного из мальчишек, Вити Радаева, развязалась тесемка, и тапочек поплыл по течению, так что вышел он на берег в одной сандалии, словно древнегреческий герой. Едва догнал пропажу. Дима Выборнов, книгочей и тончайший технарь, подбрасывая ветки в костер, только головой покачивал, словно удивляясь и удивляясь:
— Мы словно золотоискатели на Аляске, всё как у моего любимого Джека Лондона, только золото, которое ищем мы, внутри нас самих находится. А чтобы отыскать его, чтоб это понять, вот такой дальний путь нужен.
К середине третьего дня горы стали уменьшаться, словно таять потихоньку, и к вечеру их можно было разглядеть далеко позади, на самом горизонте.
На юге Татарстана, на левом берегу Волги, стоит город Болгар. Был когда-то центром сильного государства — Волжской Булгарии. По утверждениям ученых Ульяновского педагогического университета, уходили из столицы во все стороны караванные пути. Шли они вдоль рек — и вьючным животным, и самим караванщикам нужна была вода. Впоследствии по этим путям были проложены дороги, по одной из которых мы и продолжили путешествие. Болгар был нашим дальним маяком, путеводной звездочкой.
Дороги выбирали тихие, с неинтенсивным движением. Иногда срезали путь по грунтовкам и проселкам, благо карта в этом деле хороший помощник. И в Башкирии, и дальше, в Татарстане, качество дорог удивило — и широким полотном, и ровным покрытием. Но больше удивили водители: такое вежливое отношение к велосипедистам я видел разве что в Европе. Объезжали нас медленно, каждый второй водитель приветствовал, желал удачи. И в селах, и в городах люди терпеливо объясняли дорогу, жали нам руки, расспрашивали о пройденных километрах. А мы вновь удивлялись и чистоте, и «добрым помыслам» встреченных нами людей, убеждаясь, что всё дело не в правительстве и принятых законах и поручениях, а в нас самих.
Еще во время учебы на географическом факультете я слышал очень интересные истории о Бугульминско-Белебеевской возвышенности — о ее родстве с Уральскими горами, об особом составе слагающих горных пород, но до нынешнего путешествия всё как-то не пришлось познакомиться с ней поближе. Мы с ребятами пересекли возвышенность через самую центральную часть, пройдя через Бугульму и Лениногорск. Она, как огромное плато, возвышается над плоской равниной, а на западе склоны этого плато обрываются резко, единым уступом. Подобные формы рельефа можно увидеть лишь в Средней Сибири, в Африке и на севере Южной Америки, они не раз становились местом действия многих приключенческих романов.
Удивило это плато и нас. В одном месте мы, не желая делать крюк в 60 километров, ринулись напрямую, по грунтовой дороге. В таких длительных путешествиях это риск, ведь неизвестно, куда может привести ненаезженная дорога. Едва поднялись в длинный, семикилометровый подъем, как попали в редколесье на обширной плоской вершине возвышенности. Огромные, в полтора обхвата березы и такие же дубы, росшие на расстоянии десяти метров друг от друга, создавали величественную картину, которую в наше время и увидеть почти негде. Между деревьями всё пространство было заполнено цветами, синими, желтыми, фиолетовыми. Заполнено так густо, что, когда дорога превратилась в тропу, пришлось слезть с велосипедов и толкать их вперед с силой, иначе не получалось пройти.
И над всем этим висела тишина. Таинственная и безмолвная. Солнце заходило, и на небе высветилась луна. Странно было видеть их вместе — и заходящее, уставшее за день солнце, и бледную луну. Мы не говорили, только посматривали в молчании друг на друга, лишь один из ребят, Ринат Тимушев, добряк и романтик, ехавший немного приподнимаясь в седле, чуть смущаясь, пробормотал:
— Как в сказке. Вот читал раньше о таких местах, и не верилось, что есть они на Земле. — И опять, вытянув шею, смотрел внимательно по сторонам, словно выглядывая какую-то тайну, притаившуюся среди цветов и деревьев.
Ехали так километров десять, потом вышли на асфальт, но тот редкий лес еще несколько километров нас сопровождал.
Вообще, на маршруте обязательно должны быть места, которые можно назвать промежуточными ориентирами. Тогда монотонность некоторых участков пути скрашивается. Ведь любой маршрут — это прежде всего довольно тяжелая работа: крутишь педали, крутишь. Устаешь. И мысль, что вот, мол, скоро впереди интересное место, поддерживает.
Таким пунктом был Болгар. Он оказался маленьким городком, но именно в его окрестностях находятся самые старые постройки в Поволжье, городища Сувар и Булгар. Значительная часть Ульяновской области когда-то входила в состав Булгарского царства — западные границы его едва не доходили до реки Суры. Конечно, всё отреставрировано, но можно увидеть и потрогать кусок старинной кладки мавзолея, прикоснуться рукой к древности — как-никак камням этим не меньше 600 лет. Да и всё-таки главное — само место и связанные с эти местом легенды.
От Болгар до Сурского оставалось на три дня пути, и ехали мы эти оставшиеся дни по Ульяновской области. В одном из сел неожиданно побывали в гостях — всю команду затащила на чай татарская семья. Хозяева помогли починить сломавшийся велосипед, дали возможность отдохнуть, набрали нам в дорогу яблок. Почти разучились мы жить по законам любви и дружбы, и такие встречи очень нужны. До самого вечера мальчишки находились под впечатлением, и это еще одна составная часть путешествия — убедиться, что хорошие люди на земле есть, никуда не делись и всегда будут.
Последний день оказался сложным — рельеф нашего и соседнего районов непростой, да к тому же путь осложнял прошедший накануне ливень, но разве это могло остановить нашу сплотившуюся команду? Ждали, что вот-вот впереди покажется наш поселок и закончится долгое путешествие. Дорога домой — что может быть лучше? Сколько раз мне приходилось возвращаться домой, и всякий раз радость от встречи не угасает.
По устоявшейся привычке после каждого похода мы заходим ко мне домой. Как-то это повелось. Так было и в этот раз. Дима, взяв в руки глобус, долго его рассматривал с интересом, потом крутанул легонько и поставил на стол:
— А ведь наш маршрут на глобусе прочертить можно. Это ведь не точка какая-то, это десять градусов по экватору. Тысяча сто километров!
Мы прошли эту тысячу, еще раз доказав, что человек может всё, всё, что захочет.
Владимир КОЧЕТКОВ, учитель географии и физкультуры, пос. Сурское, Ульяновская обл.
Пишет Чиняков Андрей. Участник похода.
Аватара пользователя
LIVe
Сообщения: 4682
Зарегистрирован: Вт май 15, 2007 23:36
Имя: Иван
Bike: ХВЗкрокодил, Author Basic, JamisDurango2
Откуда: Ульяновск, ул. Самарская
Контактная информация:

Re: Поход на Урал Велокраеведческого клуба "ИСТОКИ"

Сообщение LIVe »

еще бы фотографии с этого похода увидеть
TRAVELBIKE-АНДРЕЙ99
Сообщения: 74
Зарегистрирован: Сб июн 30, 2012 9:16
Имя: Андрей
Bike: Kona Fire Mountain 2012
Номер телефона: 89021267397
Откуда: Сурское

Re: Поход на Урал Велокраеведческого клуба "ИСТОКИ"

Сообщение TRAVELBIKE-АНДРЕЙ99 »

Разместил бы но незнаю как((
TRAVELBIKE-АНДРЕЙ99
Сообщения: 74
Зарегистрирован: Сб июн 30, 2012 9:16
Имя: Андрей
Bike: Kona Fire Mountain 2012
Номер телефона: 89021267397
Откуда: Сурское

Re: Поход на Урал Велокраеведческого клуба "ИСТОКИ"

Сообщение TRAVELBIKE-АНДРЕЙ99 »

http://vk.com/album-39673569_160795141
Вот если можно, там ссылка на ашу группу альбом Урал. Посмотрите оцените, а еще вступайте в нашу группу!!
Аватара пользователя
Мастер5
Сообщения: 630
Зарегистрирован: Пн авг 24, 2009 17:45
Имя: Алексей
Bike: ВЕЛО-ЛЕГО полный пипец.. гибрид
Откуда: Новый Городей

Re: Поход на Урал Велокраеведческого клуба "ИСТОКИ"

Сообщение Мастер5 »

Какие вы молодцы и умницы!
Ну, и, конечно, повезло вам с учителем, всего ему наилучшего.
Искренне за вас рад!
Успехов в дальнейшем познании Родины и укреплении духа!
Чем бы трудящий ни тешился, лишь бы винцом не баловался.
Ответить

Вернуться в «2012»