Задался я задачей замены трансмиссии, а соответственно совместимости компонентов. Долго рылся в документации к желаемым компонентам и на Веломании, но все таки выяснил как подобрать так, чтобы не было конфликта. Решил описать это здесь, вдруг кому пригодится.
Критерии подбора узлов трансмиссии:
1. Каретка.
Каретки бывают с вмонтированной осью разной формы на концах (квадрат-ISO, квадрат-JIS, octalink и ISIS), а так же без оси (ось смонтирована с шатунами). Рассмотрим каретки с вмонтированной осью.
Подбор формы оси осуществляется исходя из предполагаемых к установке шатунов. Обозначение размеров каретки имеет следующий вид X-Y мм. X – длина кареточного узла. Самые распространенные размеры 68 и 73. Y – длина оси каретки. Ее подбор производится, исходя из документации к шатунам (системе). Длина подбирается для достижения оптимального для данной системы размера показателя Chainline. Chainline – это расстояние от центра кареточного узла до центра средней звезды системы, что чаще всего составляет 47,5-50 мм.
2. Система.
Как было сказано выше основные характеристики это: форма посадочного гнезда, длина каретки и связанная с ней величина Chainline. Размер звезд подбирается индивидуально, но не более чем это позволит каретка и задний переключатель.
3. Передний переключатель.
Подбор переднего переключателя зависит от диаметра подсидельной трубы, типа тяги, Chainline на который он предназначен, размера и шага звезд, chainstay angle.
Подсидельная труба обычно имеет диаметр 28,6 мм, 31,8 мм и 34,9 мм. Многие переключатели поддерживают два или все три диаметра. Для установки на меньшие диаметры из поддерживаемых требуются адаптеры, которые обычно идут в комплекте к переключателям.
Тип тяги бывает верхним и нижним и зависит от того откуда подходит тросик переключения передач: сверху или снизу. Многие переключатели делают с возможностью использования как с нижней, так и с верхней тягой.
Chainline, указанный в спецификации к переключателю, определяет диапазон Chainline’а, при котором переключатель будет нормально переключать передачи и не задевать при езде за цепь.
Еще передние переключатели бывают с верхним и нижним хомутом. Если подводка троса идет по другой стороне от системы, то в случае с верхним хомутом может быть сильный перекос троса и соответственно плохая работа. Так же верхний хомут может попасть на посадочное место винта крепления бутылок.
Из плюсов переключателя с верхним хомутом - большая защищенность от грязи.
Также бывают передние переключатели e-type, которые крепятся на кареточный узел.
В спецификации к переключателю указаны Top Gear Teeth – максимальный размер большой звезды системы, Top-Middle Min. Capacity – минимальная разница в количестве зубьев между большой и средней звездой. Если разница в системе будет меньше, то переключатель будет цепляться за звезду. Еще один параметр Total Capacity – максимальная разница в количестве зубьев между большой и маленькой звездами системы.
Chainstay angle – параметр, определяющий угол между осевой линией подсидельной трубы и линией, соединяющей центры оси каретки и оси кассеты. Скорее всего предназначен для правильного положения рамки. пока точно не выяснил.
4. Кассета.
Кассета подбирается только исходя из типа втулки (под трещотку или барабан под кассету) и желаемого количества скоростей. При установке 7-мискоростной кассеты на 8-мискоростной барабан требуется ставить проставочное кольцо.
5. Задний переключатель.
Основной параметр при выборе – Cogset или поддерживаемые кассеты. Указывается как X-Y, где X – количество зубьев у наименьшей звездочки кассеты, Y – количество зубьев у наибольшей звездочки кассеты.
У некоторых переключателей есть модификации с длинной, средней и короткой лапкой. Длина лапки определяет значение параметра Total Capacity (иногда просто Total или просто Capasity). Этот параметр есть у всех переключателей и вычисляется как TC=Tmax-Tmin+tmax-tmin. TC – total capacity, Tmax – количество зубьев большой звезды системы, Tmin – количество зубьев маленькой звезды системы, tmax – количество зубьев большой звезды кассеты, tmin – количество зубьев малой звезды кассеты.
6. Цепь
Цепь подбирается по количеству звездочек в кассете, но в крайнем случае случае можно использовать "неродную" цепь, так как 10-тискоростная цепь может работать и на 9-тискоростной кассете, 8-мискоростная - на 7-мискоростной, 7-мискоростная - на 6-ти-, 5-тискоросной.
7. Манетки
Передний переключатель универсален и работает с любыми манетками любых производителей. Задние переключатели SRAM и Shimano дружат только со своими манетками и между собой не совместимы. Срам выпускает "шиманосовместимые" манетки, которые имеют в названии не числовое, а буквенное название (Attack, Rocket). Не шиманосовместимые манетки и задние переключатели SRAM имеют соотношение "выборка тросика":"сдвиг рамки переключателя" равное 1:1. У задних же переключателей Shimano это соотношение равно 2:1.
Переключатели третьих фирм (сантур и т.п.) обычно шиманосовместимые, но обязательно надо ознакомится со спецификацией переключателя, в которой может быть указано и соотношение описанное выше.
Данное правило действует только для горных велосипедов. Шоссейные - это отдельная песня.