Медведица – Хопёр – Дон 29.08-10.09.2020

Фотки, эмоции... :-)
Аватара пользователя
samara
Сообщения: 501
Зарегистрирован: Сб май 31, 2014 21:36
Имя: Игорь
Bike: merida (mtb) format (cс)
Номер телефона: 9176268254

Медведица – Хопёр – Дон 29.08-10.09.2020

Сообщение samara »

Идея прокатиться вдоль Дона угнездилась в наших мозгах довольно давно. Южные широты дарят замечательную возможность продлить лето, поэтому отпуск был запланирован на сентябрь. Ситуация с треклятым вирусом однозначно отсекла мысли о каких бы то ни было дальних перелётах. Поскольку прямого ж/д сообщения между Ульяновском и интересующим нас участком Дона нет, план похода разрабатывался исходя из удобства и простоты заброски. Поэтому к Дону добавились его притоки – Хопёр и Медведица, что сделало маршрут только ещё более интересным и разнообразным.

Изображение

Последняя рабочая пятница перед отпуском наконец-то заканчивается, и мы сразу же прыгаем в вечерний поезд. В 7 часов утра следующего дня мы будем на точке старта в селе Карамыш, что расположено в 80 километрах южнее Саратова. Вскоре после отправления, за окнами вагона начинается что-то невообразимое, сверкают молнии, по стёклам хлещет ливень, но мы уже на всех парах мчимся прочь из этих мрачных мест! Можно поднять тост за начало похода!

День 1. (29.08.20) Карамыш – Жирновск. Река Медведица.

Вот оно, утро первого дня похода! В окна тамбура лупит солнце, дождей в этих широтах мы не ждём. Приехали! Открываются двери вагона, и что же я вижу? Щебень и рельсы. Короткий перрон второго пути остался позади. Десантируемся с вещами и велосипедами прямо на камни. Приключения начинаются! Пару минут просто тупим перед стоящим составом, ждём отправления поезда, чтобы выбраться к вокзалу. Распаковка и сбор велосипеда проходит как всегда неспешно, дабы полностью насладиться предвкушением нового маршрута. Этот момент, как и первые километры дороги, обязательно врезаются в память надолго.

Изображение

Наша цель на сегодня – добраться до Жирновска, где мы выходим на первую водную артерию нашего похода – Медведицу. Дорога пока особенно ничем не примечательна, обычный проброс до основного маршрута, но тем не менее, кровь бурлит от эндорфинов, а смена географической широты, которая ощущается практически сразу, только добавляет новизны и яркости эмоциям. Первый десяток километров просто наслаждаемся приятной грунтовкой. Потом начинается грейдер, кое-где откровенно хреновый, плюс встречный ветер, однако, сил ещё полно, и на такие мелочи мы внимания не обращаем. Проезжаем пару полумертвых селений. Местами просто готовые декорации для постапокалиптического блокбастера. Вот где становится вполне понятно, что может значить: "В деревню, к тётке, в глушь, в Саратов!"

Изображение

Возле посёлка Алёшники выезжаем на асфальт. Следующий десяток километров идёт небольшой набор высоты, из разряда тех, что больше чувствуются ногами, чем заметны глазом. Терпим, крутим, ждём спусков. После конца подъёма всё, конечно же, пошло значительно бодрее, но сполна насладиться спусками нам не удалось. Такого убитого асфальта я не встречал давненько! Бомбили их там что ли? Отчаявшиеся водители накатали себе приличную грунтовку вдоль поля за посадкой. Вот по ней удалось довольно лихо долететь до крупного посёлка Линёво, где у нас запланирован привал и перекус возле магазина.

Изображение

Подкрепившись у магазина, решаем закончить сегодняшнюю программу минимум, благо Медведица уже совсем рядом. В Жирновске Ирина внезапно приходит к пониманию, что для первого дня ей вполне достаточно. На основную ветку маршрута мы вышли, жёстких привязок к местам ночёвок у нас нет, поэтому просто высматриваем на карте ближайший перспективный отворот к реке. Стоит только свернуть с асфальта, как начинается всё самое интересное. Замечательные накатистые грунтовки с рельефом, холмы с видами и извивающаяся лента реки, утопающая в зелени деревьев, которых, порой, так не хватает в этих степных и засушливых районах.

Изображение

Пунктир грунтовки на карте выводит нас не на берег, а на верхушку высокого холма над ним. Приходится аккуратно спускаться пешком, стараясь пока не думать о завтрашнем подъёме. Зато сложная доступность с большей вероятностью гарантирует нам уединение. Одну палатку можно воткнуть даже на небольшом пригодном пятачке.

Изображение

Трек 1 дня (52 км, 295 м набор высот) https://www.strava.com/activities/3984961202

День 2. (30.08.20) Меловатка – Рудня – Березовка.

С утра, как водится, никуда не спешим. Солнышко припекает, журчащая на каменистой отмели вода просто манит искупаться, чем и решаем заняться в процессе сборов.

Изображение

Собраться получается ближе к полудню. Поскольку другой дороги к месту нашей ночёвки нет, толкания гружёных велосипедов на вершину вчерашнего холма избежать никак не удаётся. Любуясь открывающимися видами, переводим дух в тени одинокого куста и можно стартовать.
Подъём продолжается, но уже в седле, лишь в одном месте нам попадается торчок не по силам, где приходится ещё немного потолкаться в гору. За первые три километра сегодняшнего пути набираем 250 метров высоты, что весьма недурно для региона степей и равнин. Вообще все 30 километров до Рудни сплошной грунтовый рай. Подъём сменяется накатистой грунтовкой с небольшим уклоном, что позволяет разогнать тяжелый велосипед до 35 км/ч и немного отвести душу после монотонного педалирования в гору.

Изображение

Перед деревней Меловатка заезжаем на замечательный родник. Как нельзя более кстати в этих засушливых местах в столь жаркий день. На всём протяжении этого участка не встречаем ни машин, ни людей, лишь один древний мотоцикл с коляской, да пара скучающих возле старой церкви подростков, попались нам на глаза.
В Рудне привал и перекус под кустом возле местного сельмага. Живое пиво из холодильника идеально подходит для восстановления бодрости духа в такую жару. Затем ещё десяток километров асфальта и мы снова уходим на грунтовки. Попадается кусок почти заросшей дороги, но напрягает нас этот участок не сильно, поскольку идёт под уклон вниз и быстро сменяется красивой лесной дорожкой, которая проходит мимо интересного родничка с маленькими песчаными гейзерами, бьющими из земли. Как кстати! Пожалуй, тут и мы и затаримся водой на вечер и утро. Проехали всего 50 километров, ну и ладно, зато встанем засветло на красивом месте у реки.

Проезжаем сквозь ещё одну полумёртвую деревню Березовка и столбим место на берегу. Сегодня будем тестировать наше новое приобретение – печку щепочницу. Скажу сразу, покупка себя оправдала целиком и полностью. От газа мы, конечно же, не отказываемся полностью, но печурка теперь навсегда прописалась в нашей походной кухне.

Изображение

Трек 2 дня (49 км, 433 м набор высот) https://www.strava.com/activities/3999441926

День 3. (31.08.20) Лопуховка – Даниловка.

На сегодня запланирован ранний подъём. Просыпаемся в 6 утра по будильнику, ситуация для нас очень нетипичная, но Ирина собралась мочить снасти. Поскольку сам я не рыбак, наблюдаю за процессом со стороны. До тех пор, пока не выползает солнце, на улице достаточно свежо, как-никак завтра первый день осени, поэтому иметь минимум тёплых вещей не помешает даже в этих тёплых краях.

Рыбалка, купалка, завтрак, сборы, а на часах уже одиннадцать. Светило набирает обороты, сегодня опять будет жарко. Через останки вчерашней деревни и руины церкви выкатываем на асфальт. Крупное село Лопуховка всего в паре километров. Заезжаем в местный сельмаг и сворачиваем на грунтовку. Следующий десяток километров удаётся удачно прокатить в тени деревьев вдоль русла Медведицы, а вот дальше нас ждёт жесткач. Местность становится открытой, начинаются подъёмы под палящим солнцем. Причем отработать спуски по полной не удаётся из-за неровностей, ставшей похожей на бетон грунтовки, чтобы не раздолбать технику и снаряжение приходится тормозить. По правде сказать, страдает в основном Ирина, подъёмы на жаре совершенно не её тема, в этом мы убедились ещё в Турции. У меня же есть возможность, вкрутив очередной участок, отдыхать в тени, в ожидании своего арьергарда. После очередного крутого подъёма, Ирина с высунутым языком валится в тень придорожного дерева и заявляет, что с неё довольно! Теперь с 12 до 15 часов дня мы будем отдыхать в тени у воды, пережидая самое пекло. Решено, попробуем новый распорядок. Тут же замечаю, что страдает от такой дороги не только моя половинка. Не пережив тряски, багажная сумка теряет один из крепежных болтов. Вынужденный ремонт на обочине был совмещен с привалом.

Изображение

В районе хутора Каменночерновского неожиданно начинаются пески. Только не это! Быстренько линяем на асфальт, иначе мне точно не поздоровится, делаю я однозначное заключение, едва взглянув на Ирину. В десяти километрах прямо по курсу находится Даниловка – районный центр Волгоградской области, интересный нам прежде всего наличием крупных сетевых магазинов. Делаем необходимые покупки и держим путь к реке. Теперь надо отъехать подальше от населёнки и найти подходящий спуск к воде, так как берег здесь местами крутоват. В итоге расчищаю хорошую полянку среди кустов почти на самом берегу. Вечерние водные процедуры практически сразу приводят нас в норму. Пыль и соль смыты, мозг остывает. Продвижение вдоль рек – это всегда отличная идея!

Изображение

Трек 3 дня (55 км, 554 м набор высот) https://www.strava.com/activities/3999444097

День 4. (01.09.20) Даниловка – Етеревская.

С утра стараемся выехать пораньше, будем пробовать отсиживаться в тени во время полуденного зноя. Получается быстрее, чем обычно, но от идеала ещё далеко. Сегодня нас ждёт 50 километровый асфальтовый проброс. Для выхода на трек надо возвращаться назад. Всего пару километров, но грунтовка такая красивая и накатистая, что просто манит и гипнотизирует. На карте этой дороги нет, но уверенность, что она обязательно должна вывести нас на трассу, сильна как никогда. Поедем, посмотрим. Заехав в пару тупиков и удержавшись от дурной мысли валить напролом по азимуту пару-тройку километров, решаем-таки возвращаться назад. Ничего страшного, просто накрутили лишних пять километров по приятным дорожкам, и я ещё раз убедился в том, что доверять всё-таки лучше карте, чем внезапному порыву души.

Изображение

Выходим на трассу. Солнце всё выше, припекает всё сильнее. Ирину такой расклад всегда напрягает, поэтому сразу определяемся, где будем устраивать обеденный привал. Станица Сергиевская на берегу всё той же Медведицы нам подходит. 30 километров асфальта, машин почти нет, поэтому можно смело съезжать на встречную обочину и прятаться в тени деревьев, устраивая короткие передышки. Вода на исходе, до магазина на окраине селения дотягиваем с высунутыми собачьими языками и страстной мечтой о глотке холодного пива в тени.
Магазин, спасительная тень, подстилка из чехлов аккуратно разложена. Шлем, перчатки, башмаки и носки – долой! Тело дышит и остывает, я в предвкушении, однако, сегодня судьба готовит мне злую шутку. Ирина выходит с покупками и, загадочно улыбаясь, поздравляет меня с праздником. Что? В смысле? С каким? Сегодня 1 сентября День знаний. Продажа алкоголя, включая пиво, полностью запрещена. Немая сцена. Поздравляю вас, девочки и мальчики, уважаемые товарищи взрослые сегодня будут страдать вместе с вами. Дичь и идиотизм! Кто-то решает за меня, что и когда мне можно или нельзя. Данная ситуация бесит самим фактом своего возникновения. Пополнив запасы воды, несолоно хлебавши, катим на берег. Пара часов отдыха в тени и купания идут на пользу.

После обеда стартуем с новыми силами. Ещё 20 километров асфальта, мы уходим с трассы, и после хутора Ильменский 2 как-то внезапно начинаются пески. До станицы Етеревской, где мы планируем запастись водой перед ночёвкой, всего несколько километров, но как же вынимает душу этот пескомес! Ехать невозможно, идти пешком, увязая в песке и толкая тяжелый велосипед, чертовски муторно, возвращаться назад, чтобы объехать мизерный участок, вообще глупо. Одно я знаю точно, рассматривать спутниковые снимки, при подготовке маршрута, буду ещё более внимательно, а как выглядит песчаная местность из космоса, после этого похода, мне стало известно достаточно неплохо.

Изображение

После выезда из станицы радуемся асфальту. Правда радость длится не долго, твёрдое покрытие ведёт к какому-то карьеру, а наш трек снова уходит в пески. Ирина спешивается сразу, у меня местами получается ехать верхом, но особого смысла в этом нет, так как скорость каравана равна скорости самого медленного верблюда. Километр, ещё один, местность становится всё глуше, солнце клонится к закату, смурнеет и женская половина нашего тандема. Долго тянуть с поисками места ночлега не стоит, остатки сил в песках уходят очень быстро.

Изображение

Выходим к реке и замираем, панорама открывается просто великолепная. Сосны, крутой песчаный косогор, лента Медведицы, резво несущая свои воды в Дон и уходящая за горизонт зелёная пойма Раздорского заказника на противоположном берегу. Сегодня у нас будет видовая ночёвка. Хорошего подхода к воде нет, но близость реки не даёт отказаться от вечерних водных процедур. Спускаемся по диагонали прямо по откосу. Ночью нас ждёт приятный сюрприз. Сегодня полнолуние, на ночное небо выкатывается огромный белый диск луны, и местность вокруг становится просто волшебной. Призрачный серебристый свет выхватывает из лап тьмы очертания предметов, а лунная дорожка на воде завораживает своей нереальностью. Ужин на краю обрыва затягивается до глубокой ночи.

Изображение

Трек 4 дня (70 км, 173 м набор высот) https://www.strava.com/activities/3999448998

День 5. (02.09.20) Моховский – Скуришенская.

Ещё накануне было решено завязывать с песчаными экспериментами, корректировать маршрут и выбираться на асфальт по самой короткой дороге. Самый подходящий вариант – хутор Моховский, находящийся в 9 километрах от места нашей стоянки. В самом худшем варианте, где эти километры нам придётся месить песок ногами, изнывая от жары, продвижение может затянуться бог знает на сколько. Поэтому подъём в 5.40 и максимально бодрые сборы без сильных затупов и обычного утреннего расслабона.
Рассвет оказывается не менее шикарен. То, что вчера мы наблюдали в таинственном, серебристом лунном свете, сегодня розовеет в лучах алого, набирающего силу светила.

Самым мрачным прогнозам, к счастью, сбыться было не суждено. Стартовать удалось в 8 часов. Довольно большие куски получалось ехать верхом, но "хлебнуть" песочка всё же пришлось. К спасительному хутору, где есть тень и магазин, выгребаем через два часа уже порядком запыхавшись. Поход пока не выглядит совсем лайтовым, как это казалось изначально. Каждый день что-то нас тормозит, то встречный ветер и раздолбанная дорога, то жара и постоянные подъёмы, то коварные пески. Хоть километраж и получается совсем плёвый, сил тратится прилично.

Изображение

Сегодня, на наше счастье, уже не День Знаний, поэтому уже можно позволить себе баночку холодного пивка. Блаженствуя в тени местного клуба, Ирина внезапно выдаёт эмоциональную тираду: "Как хорошо утром и вечером, но в обед чёрт-те что!" Понятно, что полуденный зной будем пережидать в тени у воды, и через 20 км асфальта такое место нам удачно попадается. Райцентр Михайловка, дубовая роща на берегу озера Ольховое.

Стартуем дальше в 15 часов. Прохладой пока и не пахнет. Буквально всё вокруг пышет жаром, а это, на минуточку, уже сентябрь! А если июль? Как тут выживают эти суровые люди? Постепенно отпускать начинает лишь после пяти вечера. Уже не надо искать спасительную тень при каждой остановке. Ирина воспряла духом. Это больше не видавший виды дагестанский КамАЗ с прицепом, груженый арбузами, ползущий в подъём на последнем вздохе. Теперь это лёгкая Газель, собравшаяся ехать чуть ли не до темноты. С некоторым даже трудом удаётся свернуть её с дороги в сторону реки, где мной отмечены наиболее перспективные места для ночёвки.

Изображение

Купалка и постирушки происходят уже в сумерках. Вода, кстати, несмотря на течение, очень тёплая. В наших широтах, такие номера, как купание в сентябрьской ночи, вряд ли пройдут без последствий для простых смертных.

Трек 5 дня (90 км, 313 м набор высот) https://www.strava.com/activities/4009952320

День 6. (03.09.20) Глазуновская – Хопёр.

Встаём по будильнику в 6 утра. Ранний подъём, с последующим большим обеденным привалом, идея очень здравая. Сам я, конечно, валил бы, сломя голову, пока эту самую голову не напекло, но разумная женщина в жару ехать категорически отказалась.

По симпатичным дорожкам пойменных перелесков выезжаем в станицу Глазуновскую. Для холодного пива я ещё на нажарился, поэтому берём на ход ноги только колу с пряниками и продолжаем движение. Поскольку грунтовки вдоль берега оказались очень приятными и проезжаемыми, с асфальтом решаем не торопиться и ехать дальше по треку напрямую в Кумылженскую. И очень даже не зря. Перерезав поле подсолнухов и забравшись на небольшой холм, обычная грунтовка превращается в "мечту уставшего туриста". Пологий уклон, попутный ветер, твердый грунт отлично раскатан уборочной техникой, и вот ты уже не просто катишь, ты летишь во весь опор, в состоянии абсолютного восторга! Поддавшись азарту, поддаю педалями на максимальной передаче, разгоняю своего тяжёлого мула аж до 45 км/ч. Чистый кайф, пусть и всего лишь пять километров. Несколько минут жду Ирину, которая развлекается по-другому. Представив себя мопедом, она едет накатом, совершенно не крутя педали.

Изображение

Как это часто бывает, расплата следует практически мгновенно. Неожиданно начинаются пески. Вроде и не голые дюны, и дорога вот она есть, но рыхлый песок подойдёт только для широченных колёс с низким давлением, поэтому следующие пять километров практически полностью топаем пешком, вспоминая такой недавний великолепный полёт. Наградив изрядной долей проклятий весь спектр "удовольствий" от продвижения по пескам, выбираемся на асфальт в станице Кумылженской. Следующий отрезок пути до Хопра решаем ехать по трассе, пеших упражнений уже вполне достаточно, нас ещё ждёт рельеф противоположного правого берега.
Хопёр. Сразу решаем окунуть наши запревшие в песчаных барханах чресла в его спокойные воды. Сворачиваем с дороги прямо под мост и устраиваем небольшой привал с купалкой. Сегодня ветерок, поэтому даже такой индикатор жары как Ирина, чувствует себя вполне комфортно.

Изображение

От Хопра поднимаемся к памятнику Донским казакам и уходим на грунты. Со сменой берегов меняется и местность. Появляется рельеф, зато про пески можно на некоторое время забыть.

Изображение

Хутор Остроухов. Магазин работает только до 16 часов. Заправляемся водой у местной бабули и едем к Хопру. Место для ночёвки попалось отличное и опять не похожее на все предыдущие. Большая поляна, удобный вход в воду.

Изображение

На мелководье следы передвижения речных ракушек – перловиц, к сбору и приготовлению которых, немедленно приступает Ирина. Страсть к моллюскам, улиткам и прочим речным и морским гадам у неё, похоже, в крови.

Изображение

Трек 6 дня (63 км, 450 м набор высот) https://www.strava.com/activities/4009953244
Аватара пользователя
samara
Сообщения: 501
Зарегистрирован: Сб май 31, 2014 21:36
Имя: Игорь
Bike: merida (mtb) format (cс)
Номер телефона: 9176268254

Re: Медведица – Хопёр – Дон 29.08-10.09.2020

Сообщение samara »

День 7. (04.09.20) Дон. Станица Вёшенская.

Встали в 6.30 без будильника. С утра свежо. Потихоньку начинаем собираться и готовить завтрак, пока выползает солнце. К окончанию сборов уже неплохо пригревает, можно купаться, не зря же мы у воды ночуем.
Сегодня опять ветерок, поэтому есть надежда, что будет полегче в плане жары. Однако, с самого старта нам предстоит крутить в подъём. Сейчас, рассматривая профиль трека этого дня, я понимаю, почему Ирина никак не могла "включиться" в работу. За первые 10 километров пути мы два раза делали по 100 метров набора высоты, на двух и пятикилометровом отрезке. Вроде бы совсем ерунда, но после плоскача организм немного протестует. В конце первого подъёма ждёт очередной сюрприз. Дорога неожиданно упирается в перепаханное поле. Места глухие, поэтому, как это частенько бывает, тракториста не заботила сохранность какой-то грунтовки, кому будет надо – накатают новую. Придерживаясь трека в навигаторе и одинокого следа машины, едем по полю, благо погода стоит сухая, иначе, огребли бы мы веселья по полной программе. На следующем поле нитку грунтовки всё-таки оставили, спасибо и на этом.

Изображение

Преодолев подъёмы, выруливаем на асфальт и с ветерком скатываемся в станицу Букановскую. Небольшой привал в тени у магазина и едем дальше по треку, который снова уводит нас с асфальта. Местность в очередной раз меняется. Теперь это равнинные луга с перелесками близ Хопра, к красивой излучине которого вскоре выводит нас дорога. Здесь мы с ним прощаемся, дальше по плану будет Дон. С удалением от станицы пропадает накат, скорость снижается, так как здорово трясёт на кочках, но места очень красивые, заехать однозначно стоило.

Изображение

В маленьком поселке Букановское Заготзерно начинается асфальт, но уже через 250 метров твёрдое покрытие малодушно дезертирует вправо, тогда как наш путь лежит строго прямо. Порядком поднадоевшие земляные кочки, сменяются крупным щебнем по всей ширине дороги. Чертыхаясь, ползём с черепашьей скоростью, лелея надежду, что запасы щебня тут не были безграничными.

Изображение

Мучения длились не очень долго, и пошла вполне приличная дорога. Плотный грунт с небольшим количеством песка, вот так бы и ехать дальше, но ближе к очередному полумёртвому хутору Еланский, пески вновь начинают свои атаки.

Изображение

Воспользовавшись небольшим уклоном, разгоняюсь и рассекаю песчаную колею, крепко держа руль. Еду строго прямо, рулёжка и песок вещи несовместимые. Внезапно отвлекает навигатор, секундная потеря концентрации – и вот я уже валяюсь на дороге, плююсь песком и проверяю целостность техники и снаряжения. Оказывается, подлый гаджет выбрал, мягко говоря, не самое удачное время для оповещения о разряде батареи. Долбаный песок! Если так дело пойдёт и дальше, до Вёшенской мы доберёмся ещё не скоро.

Изображение

Вопреки опасениям, песчаный хутор мы проскочили удачно. Трек увёл ближе к Дону, опять на луга и перелески, но теперь уже придонья. Из Еланского едем Еланскую, меняем хутор на станицу. Чем, кроме названия, они похожи? Конечно же песками! И чем ближе они к населёнке, тем глубже. Сил и воды всё меньше, усталости, вперемешку со злостью, наоборот, хоть отбавляй. По моим прикидкам, где-то здесь уже должен быть асфальт, но даже в самой станице пока всего лишь грейдер. Делаем маленький привал в тени у покосившегося забора одного из брошенных домов, допиваем остатки воды с парой горстей фиников.

На выезде из станицы нас ждёт долгожданная встреча. Асфальт!

Изображение

Пески и кочки сегодня уже порядком замотали. Оставшиеся 20 километров до Вёшенской пролетаем довольно бодро. По плану похода, здесь мы планировали встать на цивильную ночёвку, но никаких форс-мажоров по дороге пока не приключалось. Дождей не было, все стоянки были у воды, поэтому проблемы с мытьём и стиркой нас благополучно миновали, да и заряда аккумуляторов ещё вполне достаточно. Решаем ехать дальше. Закупаемся в супермаркете, быстро прокатываемся по знаковым местам и держим путь на противоположный берег.

Изображение

Под самый вечер Ирина ловит досадный прокол. Становится понятно, что далеко от населёнки отъехать не получится, поэтому сразу за мостом через Дон просто съезжаем с трассы и удаляемся по грунтовке вдоль реки на пару километров.

Трек 7 дня (80 км, 467 м набор высот) https://www.strava.com/activities/4014121087

День 8. (05.09.20) Белогорский – Крутовский.

Ранним утром снова прохладно. Ночуем у самой воды, к такому раскладу внутренне готовы. Время 5.30. Ирина решает помочить снасти. Рассвет на реке как всегда красив, но выползшее солнце пригревать пока не спешит, не спешим и мы. Азартного клёва не наблюдается, поэтому решаем доспать часок-другой, прежде чем приступать к сборам.
Доспать получилось, как следует. Видимо, усталость всё-таки копится, а может быть организм уже был настроен на отдых и ночлег в цивильных условиях. Как бы то ни было, будем считать, что сегодня у нас полуднёвка. Купаемся, обедаем, подъедаем окрестные ежевичники. Рыбачка Ира продолжает поглядывать на колокольчик донки. Клюёт? Клюёт!!! Тяни! Ну всё, галочку напротив пункта рыбалка можно поставить. Удочку везли не зря. Экземпляр, конечно, не трофейный и был сразу отпущен с миром, но тем не менее.

Изображение

Выезжаем в 12.30. Теперь наш трек идёт по правому берегу Дона, вниз по течению реки. Пошли перепады высот. Овраги, как на нашем правобережье Волги. Возле хутора Громковский асфальт сворачивает для объезда одного особо массивного косогора. Мы же уходим на грунты и штурмуем его прямо в лоб. Толкая велосипед на самом крутом участке, голова очень быстро заполняется роем панических мыслей. "Это всего лишь первый из множества холмов, которые виднелись ещё с левого берега. Неужели мы соберём их все? Может сразу трусливо слиться на трассу?"

Паника, как это часто бывает, оказалась преждевременной. У следующего хутора Калининский дорога спускается к самому Дону и ныряет в прибрежные заросли. Высокая концентрация рыбаков в этих местах, не даёт этой дороге зачахнуть и сгинуть. Временами, немного удаляясь от берега в хутора разной степени заброшенности, она так и следует за руслом по плоскачу, не влезая на основные утёсы.

Изображение

Сегодняшний отрезок маршрута получает оценку отлично. Людей мало, дорога разная, с частой сменой окружающих декораций, но вся едется без проблем, в сухую, конечно же, погоду.

Изображение

Вечером, как вишенку на торт, получаем великолепный прогон по белоснежному меловому автобану, а лучи закатного солнца, щедро плеснувшие жёлто-оранжевых красок, превращают его в волшебную дорогу из жёлтого кирпича, ведущую в Изумрудный город.

Изображение

Трек 8 дня (51 км, 361 м набор высот)https://www.strava.com/activities/4030030581

День 9. (06.09.20) Зимовной – Распопинская.

Палатку ставили на небольшом пригорке поодаль от воды, вечером от реки начинало тянуть холодком, да и берег в этом месте интенсивно используется домашними животными в своих целях. Утром не ленюсь подняться повыше на склон и сделать пару снимков места нашей ночёвки. Очередной замечательный рассвет с видом на Дон.

Изображение

При свете дня выясняется, что возле нашей палатки опять есть чем поживиться. Сегодня это боярышник и барбарис.

Изображение

К моменту старта поднимается ветер. Если в непосредственной близости от реки, укрытые деревьями и высоким берегом, мы особенного дискомфорта не испытывали, то на открытых перегонах между хуторами пришлось глотать встречные порывы. После хутора Хованский начинаем удаляться от Дона и сразу попадаем на участок трясучего грейдера со щебнем. В совокупности с сильным встречным ветром, наше продвижение иначе как "тошнилово" не назовёшь. Деваться некуда, проброс вынужденный. Вдоль реки надёжная дорога не просматривается, да и в Серафимович мы заезжать не планировали.
От медленной и унылой тряски должен спасти асфальт, и он уже виднеется на горизонте, однако, гораздо более заметным оказывается подъём, который нам предстоит штурмовать. Три километра набора высоты, с весьма приличным градиентом в первой трети. Встречный ветер никуда не делся и по-прежнему добавляет яркости эмоциям. Ирина топает пешком, я делаю пару остановок, чтобы не "ушататься" по полной программе.

Изображение

Пробрасываемся мимо Серафимовича. Начавшийся небольшой рельеф, казалось бы, должен разнообразить продвижение, однако, яростный "мордодуй" всё откровенно портит. На спуске как следует не разгонишься, про подъёмы и говорить не стоит. В воздухе висит какая-то полупрозрачная дымка, горизонт как в тумане. Прихожу к мысли, что это мелкая пыль, поднятая ветром с полей. В какой-то момент, изрядно "накушавшаяся" ветра Ирина, берёт тайм-аут. Часок просто валяемся в тени придорожной посадки.

Изображение

Кончается вода, сегодня заправиться по пути не получается. В маленьком хуторе Базки наполняем фляги у местных жителей, по воскресеньям сельмаг не работает. Участок Базки – Распопинская готовит нам новый сюрприз. Капитальный ремонт дороги, а скорее всего, строительство асфальтовой трассы с нуля. Первый километр наслаждаемся свежайшим полотном, ещё закрытым для проезда автотранспорта, наблюдая, как огромные груженые самосвалы, окутанные клубами пыли, плетутся по временной объездной грунтовке. Счастье не бывает долгим, следующий участок покрыт голым щебнем, и нам приходится сливаться на грунтовку, где начинается игра "обгони КамАЗ". Не желая глотать пыль из-под колёс этих монстров, стараемся жать на всю железку, высматривая место, куда можно более-менее удачно укрыться от этой ревущей напасти. Далее будущая трасса должна пересечь овраг, и здесь строительство в самом разгаре. Бульдозеры, грейдеры, скреперы, самосвалы перемещают тонны грунта, песка и щебня, а посреди всей этой глобальной стройки шмыгает, доживая свои последние дни старая грунтовка, по которой успеваем просочиться и мы. Ирине вспоминается Таджикистан, где ей однажды довелось продираться через масштабные стройки.

Изображение

Вырвавшись из пыльного хаоса, попадаем в станицу Распопинская. Закупаемся в магазине и двигаем в сторону Дона искать место для ночёвки. Грунтовка, которая идёт в направлении реки, единственная, обозначенная на карте, но мне она кажется слишком широкой и раскатанной, имеющей цель увести нас на какой-нибудь карьер. Поэтому решаю импровизировать на местности. Рыбаки должны были что-то накатать. Поглядывая в навигатор, выбираю дорогу, которая приближает нас к Дону. Четыре километра по лугам, перелескам и мы на берегу.

Изображение

Хоть изначально и планировалось проехать побольше, но реальность в виде сильного встречного ветра внесла свои коррективы. Однако, мы нисколько не расстроены, получив шикарное место для лагеря, финал дня признан удачным, кроме того, ближе к сумеркам, как по заказу, всё стихло и замерло, позволив нам с удовольствием искупаться и помыться, не околев на ветру.

Изображение

Трек 9 дня (69 км, 405 м набор высот) https://www.strava.com/activities/4030031662

День 10. (07.09.20) Распопинская – Клетская – Перекопская.

В лучах рассветного солнца место выглядит ещё красивее чем вечером. Быстро с такого вряд ли уедем. К активным сборам приступим, когда окрестности начнут прогреваться. Ни людей, ни звуков, только спокойный Дон и заросли вдоль берегов, да ещё в этом месте подобие пляжа имеется. Похоже, к концу жаркого лета, обширная отмель уже позиционирует себя как полноценный песчаный пляж. Не побалдеть в таком месте лишних пару часов будет непростительным грехом.

Изображение

Ближе к концу сборов приходят в движение листья деревьев. Ну конечно! В небесной канцелярии о нас не забыли, чья-то шаловливая ручонка опять переключила тумблер с надписью "ветер" в положение ВКЛ. Выезжаем обратно в станицу, где собираемся пополнить запасы воды. На открытом месте становится совершенно понятно, что "налетели ветры злые, да с восточной стороны", а путь нам держать, как и накануне, аккурат против стихии.
Покинув станицу, сразу упираемся рогами в стену ветра, а в виде бонуса получаем пологий, но весьма продолжительный подъём. Сдаётся мне, следующий десяток километров особенно запомнится Ирине, надо будет сделать контрольное фото для фиксации момента в памяти. Едем в Клетскую, там начинаются меловые горы.

Изображение

Сама станица ощущается какой-то изнурённой солнцем. Всё вокруг подёрнуто белёсым меловым налётом и от этого кажется немного выцветшим и тусклым. Ничего, сейчас мы проследуем в сетевой магазин и добавим красок этому будничному миру, благо населённый пункт крупный и такая возможность здесь имеется. Кроме того, не можем пройти мимо развала с местными арбузами.

Изображение

Такая прибавка в весе багажа Ирины сразу сказывается на темпе нашего продвижения. Подъёмы против ветра не "заходят" совсем никак. Ну и наплевать! За километражем мы не гонимся, не едется – значит не едем. В хуторе Мелоклетский спускаемся к Дону и устраиваем привал с купалкой и поеданием арбуза. Таскать его по горам было бы верхом мазохизма.

Изображение

Дальше наш трек уходит с асфальта на меловые грунтовки. На выезде из хутора любуемся открывающимися видами. Белоснежные ленты дорожек змеятся по холмам, покрытым опалённой солнцем, скудной степной растительностью. Меловая дорога мне определённо нравится. Плотная, накатистая, порой проскакивает ощущение, что мел – это спрессованный сахар, а мелкие белые камушки – кусочки рафинада.

Изображение

Однако, у таких дорог есть и свои специфические особенности. После десятка километров велосипед, баулы, ноги – всё покрыто белым налётом, а в горле немного першит от кальция.

Изображение

После хутора Логовский возвращаемся на асфальт. Вечереет, спадает жара, как по часам выключается ветер, ехать идеально, но не долго. Час-полтора и начнут сгущаться сумерки. На ночь встаём за станицей Перекопской, в месте, как будто специально созданном для проведения соревнований по рыбной ловле. Ровная линия берега длиной в несколько километров, параллельно которой накатана грунтовка, а через каждые 100-200 метров, практически под каждым кустом, рыбацкие местечки для заброса снастей. Встаём на одном из таких прямо у воды. Кое-где машины остаются даже на ночь, рыбалка не прекращается ни на минуту, лишь на кончиках удилищ включаются огоньки. Вот что значит погрузиться в процесс с головой!

Изображение

Трек 10 дня (62 км, 347 м набор высот) https://www.strava.com/activities/4030032666

День 11. (08.09.20) Кременская – Новогригорьевская.

Раннее утро. Безмятежный речной пейзаж. Полный штиль и тишина, в зеркальной глади воды отражаются деревья. Картинка так и просится маслом на холст! Даже не самому заядлому рыбаку не закинуть в таком месте удочку просто невозможно, чем и решает заняться Ирина, едва покинув палатку. Сборы скорее всего затянутся. Ну и пусть, мы отдыхаем.
Помочили снасти, вздремнули, поели, потом я занялся колесом. Последние пару дней приходилось его подкачивать. Без колючих якорцов не обошлось. Даже не сами колючки целиком, такую я выдернул только одну, но вот мелких обломков шипов, которых даже не видно, протектор цепляет достаточно. Антипрокольный слой им не по зубам, но если как-то получается впиться ближе к краю колеса, то привет клей и запаска. Без специальных толстых покрышек или бескамерки на герметике, хлебнуть печали в этих краях можно преизрядно.

Изображение

Тронулись в путь после обеда. Рыбалка снова превратила ходовой день в полуднёвку. Сдаётся мне, с темпом нашего продвижения справились бы и не самые подготовленные пенсионеры. Включился ветер, но сегодня он, как ни странно, попутный, мешать будет только при смене направления движения, а таких поворотов сегодня не так уж и много. Сегодняшним препятствием, потребовавшим от нас приложения дополнительных усилий, стал подъём в гору.

Изображение

После станицы Кременской проезжаем обозначенное на карте озеро Круглинское, сейчас больше похожее на пересохшее болото. Далее дорога начинает круто забираться вверх. Дорога – это, конечно, сильно сказано. Скорее, размытое ручьями, сыпучее каменистое нечто, с весьма приличным градиентом, забраться по которому, под силу только очень специальной технике. Поэтому медленно ползём вверх, толкая, ставший абсолютной недвижимостью, велосипед.

Изображение

Спускаюсь за железным конём Ирины, чтобы она не оставила на этом участке все силы без остатка. Преодолев подъём, получаем в награду отличный панорамный вид с вершины и накатистые дорожки с плавным сбросом высоты.

Изображение

Заезжаем на заранее отмеченный источник. Место хорошо обустроено, но сам колодец, увы, абсолютно сух. А водички бы не помешало. На остатках жидкости дотягиваем до магазина станицы Новогригорьевской. Пополнив запасы, углубляемся в Задонский заказник, где без труда находим ещё одно красивое место для ночёвки на берегу.

Изображение

Трек 11 дня (41 км, 284 м набор высот) https://www.strava.com/activities/4030033068

День 12. (09.09.20) Задонье – Трёхостровская. Меловые горы.

Ночью дул сильный ветер. С утра облачно и довольно прохладно, впервые за 12 дней. Даже решаем надеть ветровки, правда ненадолго. Пока едем по лесам и лугам Задонья, солнце вновь начинает выглядывать. Остаются лишь спасительные для Ирины облака, делающие продвижение более комфортным. К тому же, ветер сегодня наконец-то "за нас" и дует преимущественно в спину. Крути и получай удовольствие. А участок маршрута сегодняшнего дня действительно очень к этому располагает, не зря по итогам похода он признан одним из лучших по совокупности приятных ощущений от дороги.

Изображение

Первые 20 километров абсолютный плоскач с пойменными лесками перелесками разной густоты, чередующиеся с полянами сенокосных лугов. Грунтовка на карте в этом месте не прорисована. Маршрут составлялся по спутниковым снимкам и треку одного из походов прошлых лет, поэтому в одном месте дорога, по которой вёл навигатор, исчезла, в другом представляла собой слегка примятый след пары машин, вероятно вывозивших сено. Но в целом, до станицы Сиротинской доехали без проблем и с удовольствием.

Изображение

После Сиротинской, как говорил один мой знакомый велосипедист, "вид из окна велосипеда" кардинально меняется. Начинается рельеф. Овраги, балки, холмы, но дороги хорошие, накатистые, лишь в паре мест градиент оказывается для нас слишком большим и приходится топать пешком. Песок местами есть, но его не так много. В целом, местность чем-то напоминает картинки выжженных солнцем саванн какой-нибудь Намибии, не хватает только рогатых антилоп, зебр и прочих жирафов.

Изображение

Ещё через 15 километров мы у подножия знаменитых меловых гор Дона. Вариант быстрого "матрасного" проезда низом вдоль реки отпал как-то сам собой. Манкировать столь уникальным местом было бы откровенной глупостью, тем более, что заехать туда большого труда не составит. В конечном итоге, прокатились по горам по полной программе.

Изображение

Заехали на Красную, спустились к развалинам Сиротской пустыни, затем поднялись на Кобылью Голову. Не вижу особого смысла пытаться передать на словах особенную красоту и неповторимость тех мест, одно могу сказать вполне определённо – побывать там хотя бы раз однозначно стоит!

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Вдоволь накатавшись по горам, всё на том же попутном ветре, держим путь в станицу Трёхостровскую. Несмотря на то, что сил за этот день было потрачено немало, едется весьма бодро – ещё одна особенность путешествий по интересным и необычным местам.

Изображение

На паром в этот день мы не успели, но это было не критично. Отъехали несколько километров от населёнки и встали на ночёвку на берегу Дона.

Трек 12 дня (75 км, 984 м набор высот) https://www.strava.com/activities/4038330004

День 13. (10.09.20) Финиш.

Поздний вечер предыдущего дня был посвящен перекройке финишного части нашего похода. До поезда из Волгограда в Ульяновск остаётся два полных дня, один из которых зарезервирован под встречу с родственниками. Лишний день месить пески левого берега Дона или глотать выхлопные газы на трассе, добираясь своим ходом в Волгоград, совершенно не хочется. Самым удачным вариантом был признан проброс на электричке со станции Качалино, которая находится всего в пятнадцати километрах. Дополнительный день нам больше пригодится в Волгограде, а поход будет закончен на высокой эмоциональной ноте, взятой на вершинах меловых утёсов.
Решение принято. С утра никуда не спешим, электричка только в обед. Ирина, пользуясь моментом, решает закинуть удочку в Дон. Из наживки остался только хлеб, ну и ладно, важен сам процесс. Начинаем неспешные сборы. Через некоторое время, к моему немалому удивлению, трезвонит колокольчик донки, и рыбачка Ира, стремглав несётся к берегу. Ещё не до конца поняв в чём дело, я увидел вполне достойный трофей и довольную улыбку его счастливой обладательницы.

Изображение

Пойманную рыбу оценили рыбаки с противоположного берега протоки, которые назвали этого донского карася "душманом". Такого не грех и на сковородку! Не зря же горсть муки ехала с нами две недели. Прекрасный финальный аккорд ещё одного интересного похода.

Изображение

Трек 13 дня (15 км, 72 м набор высот) https://www.strava.com/activities/4038338324

Итого: 764 км и 5137 м набор высот.

Альбом с фотографиями https://photos.google.com/share/AF1QipP ... ByNEdUSS1B
Ответить

Вернуться в «Отчеты и впечатления»